Воспел вино Хайям, тому своя причина:
Возил его ишак — он трезвая скотина.
Когда же за рулем водитель во хмелю,
То вместе с ним пьяна автомашина.
Так в советское время призывал водителей к трезвости сатирический журнал «Крокодил», в стихах, стилизованных под творчество Омара Хайяма. С тех пор ничего не изменилось. По-прежнему водители не усматривают большой опасности в том, чтобы управлять автомобилем в нетрезвом состоянии, по-прежнему забывают, что высокая скорость — это опасность. То же относится к обыкновению полихачить на трассе и к другим знакомым нарушениям.
На состоявшейся 15 января в МВД республики пресс-конференции обсуждались именно эти вопросы. Глава УГИБДД МВД по РСО-Алания Хасанбек Бекузаров привел журналистам статистику за прошлый год, упомянул резонансные ДТП.
Анализ показывает, что трагедии на дорогах происходят по одним и тем же причинам: человеческий фактор во всех его проявлениях; состояние дорожного полотна, дорожных знаков и разметки. Помимо этого, у нас в республике большое количество автотранспорта. Разумеется, такая плотность движения также способствует аварийности.
Особо Бекузаров заострил внимание на моральном аспекте, поскольку именно элементарная совесть, или, скорее, отсутствие таковой, создает на дорогах проблемы. Стоит, к примеру, машина чуть ли не посреди дороги, включена «аварийка». Подходишь посмотреть, в чем дело — там сидит водитель, углубленный в телефонную конференцию. На то, что это создает серьезную помеху в движении, ему начхать с высокого ясеня, «проблемы индейцев шерифа не волнуют».
Далее, хотя это проблема в принципе общероссийская, Бекузаров уделил внимание теме пресловутого «хионизма», когда, пользуясь местным менталитетом, нарушители ищут способы уладить вопрос по-свойски. Хасанбек Ибрагимович точно охарактеризовал пагубность такого подхода, ибо если кто-то нашел способ договориться о поблажке, избежать ответственности для совершившего нарушение родственника, то ценой этого может стать то обстоятельство, что в следующий раз, возможно, придется ехать на место ДТП и увидеть разбитую машину и погибшего родственника, что, к прискорбию, нередко происходит. Это очень серьезное предостережение, ибо законы физики никому не прощают. Никто не может сказать: «Мы крутые, нам все можно, потому что законы физики и наша фамилия — ёрвадёлтё. Для нас, по блату, дважды два не четыре!» Увы, здесь работают законы траектории, общие для всех.
Для дальнейшей эффективности контроля планируется, помимо средств видеофиксации нарушений ПДД, ввести в действие практику скрытого патрулирования на автомобилях без специальных опознавательных знаков и надписей. Будем надеяться, что это приведет к повышению дисциплины и безопасности на дорогах республики.
Юрий ПЕТРОСОВ
|