Наиболее распространенными и любимыми видами музыкального творчества с давних пор были песня и танец. В них нашли отражение родная природа, уклад жизни народа, воспитывалась любовь к родной земле, к истории. Хранителями, пропагандистами этих видов народного творчества были народные певцы и музыканты — сказители. Они оставили нам богатое наследие, которое мы должны развивать и беречь.
За годы советской власти осетинская культура достигла невиданного расцвета. Так, в середине 30-х годов появились профессиональные и самодеятельные хоровые и танцевальные коллективы. Начали работать в республике государственные театры, ансамбль песни и танца, искусством которых гордится народ.
Кто предан народному творчеству, тот не остается безучастным к его судьбе, к его нуждам. Многовековое народное искусство (песня, танец) — наша национальная гордость, а также долг и обязательство перед настоящим, а еще больше — перед будущим. Вот почему я с волнением обратился к насущным проблемам народного, самодеятельного творчества республики.
В 1960-е годы в районах и селах республики родилось немало хороших коллективов, ансамблей героической песни. Мы гордились хорами Ардонского, Дигорского, Чиколинского домов культуры, которые развивали песенное искусство Осетии. А каких успехов достигли в те годы ансамбли танца «Кафт» из Дигоры, «Фат» из Алагира, «Арт» из Гизели, «Суадон» из Беслана и другие!
Нельзя не сказать добрых слов в адрес талантливых танцевальных коллективов — ансамблей «Горец» Горского аграрного университета и «Иристон» Северо-Осетинского
госуниверситета, которые и сегодня достойно представляют Осетию на фестивалях и конкурсах не только на Кавказе и в России в целом, но и по всему миру.
А сколько у нас хороших детских коллективов, которые дают путевку в большое искусство талантливой молодежи. Говоря об успехах и достижениях этих коллективов, нельзя не сказать о попытке создать в республике фольклорный ансамбль, который бы мог демонстрировать со сцены наши обычаи и традиции, так как нередки, к сожалению, случаи, когда на свадьбах, пирах и похоронах мы искажаем их до неузнаваемости. Ведь в них сохранились мудрость, щедрость и богатство души нашего этноса.
Невольно вспоминаю предупреждение старших о том, что придет время изобилия на столах, но голода души. А это ужасно! Не надо попирать духовное богатство нашего народа и нейтрализовывать передовую талантливую интеллигенцию. Годы застоя нанесли огромный вред не только экономике, но и общественной мысли и морали. А раны моральные врачуются куда дольше, чем прорехи в экономике.
Есть очаги культуры, которые влачат жалкое существование. И, напротив, где есть внимание руководства — налицо несомненный успех. Так, Горский аграрный университет, а точнее его ансамбль «Горец», радует своими успехами в области хореографии благодаря ректору В. Х. Темираеву. Помню день, когда тогдашний глава республики А. С. Дзасохов посетил наш фольклорный ансамбль во Дворце культуры ОЗАТЭ. Полчаса знакомился с нашей программой на репетиции. Поблагодарив всех, он дал несколько полезных советов и пообещал всякую помощь. Через полтора месяца, благодаря Александру Сергеевичу, состоялась наша первая гастрольная поездка в Европу, где наши концертные выступления прошли с большим успехом. Эта поездка окрылила нас, и мы в течение 20 лет показывали наши обрядовые, традиционные свадебные песенно-танцевальные номера жителям республики, Карачаево-Черкесии, Южной Осетии, Грозного, Нальчика и Москвы. Многократно становились лауреатами, дипломантами фестивалей и конкурсов по народному творчеству.
В постперестроечное время встал вопрос, быть или не быть фольклорному ансамблю «Цин». Новые хозяева «культурно» попросили нас уйти из Дворца культуры. И коллектив оказался на улице. Но люди, одаренные от природы, любящие свое, осетинское, не сдались. Собирались то в ГМТ, то в 26-й школе, то в Союзе художников, в выставочном зале, и репетировали. Но, несмотря на такое отношение к нам, к нашим обычаям, традициям, к богатому наследию народа, мы принимаем активное участие во всех культурных мероприятиях города и республики.
Как говорится, мир не без добрых людей. Более 10 лет посильную помощь нам оказывали Департамент лесного хозяйства республики под руководством Казбека Хетагурова, Министерство транспорта и дорожного хозяйства во главе с Аланом Борадзовым (светлая ему память), Автоколонна 12-10, начальник Александр Татраев. Огромное спасибо им за поддержку.
В сентябре 2015 года ансамбль «Цин» возродился. За 4 месяца коллектив подготовил спектакль-концерт «Привод невесты в дом жениха» со всеми обрядовыми моментами, песнями и танцами. Наш богатый древний язык, наши традиции весомое оружие в деле воспитания молодежи. В этом мы убедились, выступив перед студентами и преподавателями ГМТ, а также перед жителями Дигорского района в селениях Карман-Синдзикау и Сурх-Дигора. На наши бесплатные концерты приходят взрослые и большое количество детей. Увиденное, услышанное со сцены им понятно, близко. После просмотра долго не покидают зрительный зал и в один голос просят: «Приезжайте, мы ждем вас…»
А вот что сказал, поднявшись на сцену, один из достойнейших сыновей нашего народа Шамиль Томаев, который пришел на наше выступление 25 декабря в ГМТ: «…Мне показалось, что время повернулось вспять и мы стали участниками древнего свадебного обряда. Эти уже забытые тосты, изумительные обрядовые песни, традиционные “Симд”, хоровод “Алай”, “Ронимæ кафт”, “Танец с невестой”, обряд с чашей с медом, шуточный танец “Æфсинтæ” и танец на носках. Все изумительно. Это надо показать по телевидению и в селах республики. Обязательно… Знаем и понимаем, что живем в непростое время, но надо осознать, как важно сохранить то ценное, что унаследовал наш древний арийский народ».
Не будем скрывать, что второе свое рождение фольклорный ансамбль «Цин» начал без репетиционного помещения, без поддержки властных структур, без спонсорской помощи и т. д. А задуманное и руководством, и коллективом ансамбля вряд ли можно осуществить равнодушным отношением к народному творчеству.
Хранители традиций
В августе 1988 года во Дворце культуры ОЗАТЭ по инициативе его директора Александра Тотоонова был организован фольклорный ансамбль. За 3–4 месяца репетиций мы подготовили хороводы «Чепена», «Нарон», «Сойгæнджытæ» и фрагмент осетинской свадьбы с тостами, песнями и танцами, которые раньше бытовали у нас. Со временем возник вопрос, как назвать ансамбль.
Певец-сказитель Урусби Гуриев и Казбек Джикаев предложили: «У нас в программе есть песня “Цины зарæг”, давайте назовем ансамбль — “Цин”». И все согласились.
Жорж ГАСИНОВ,
художественный руководитель ансамбля «Цин»
"Пульс Осетии"
|