Этот год — год 70-летия Великой Победы. Мы все отдаем дань уважения воинам-освободителям, вспоминаем тех, кто погиб, защищая мир от фашизма.
Помним несгибаемое мужество защитников Брестской крепости, Москвы, Ленинграда, Киева, Сталинграда, Курска, Кавказа.
Стойкость, храбрость, отвагу, высокий моральный дух наши воины проявили в сражениях не только на земле и в море, но и в воздухе. Советские летчики наносили мощные бомбовые удары по группировкам фашистов, их технике. Были среди летчиков и такие герои, которые в охваченной пламенем машине шли на верную гибель, взрывая объекты и войска врага. Среди героев-летчиков были и мои земляки-алагирцы: Михаил Аккалаев, Махар Базров, Мурат Бораев, Бексолтан Бритаев, Хаджимурат Габуев, Константин Кантеев, Георгий Купеев, Владимир Нартиков и другие. Некоторые из них погибли, не дожив до светлого дня Победы.
Бритаев Бексолтан Налукович, уроженец с. Суадаг Алагирского района. В Красной Армии — с 1938 г. После окончания авиаучилища участвовал в советско-финской войне в качестве стрелка-радиста. Когда началась Великая Отечественная война, был назначен штурманом-бомбардировщиком. Бексолтан Налукович участвовал в битвах за Москву, Ленинград. Был участником битвы на Курской дуге.
Выполняя боевые задания командования, наносил авиаудары по коммуникациям противника, по вражеским складам с боеприпасами и горючим. В августе 1943 г. возвращавшийся с боевого задания экипаж Б. Н. Бритаева атаковали фашистские «мессеры». Бой был тяжелым, силы были неравны, но советские летчики не дрогнули. Самолет Бритаева был подбит, он упал на территорию, занятую оккупантами. Товарищи Бексолтана погибли, он сам остался жив, получив легкие ранения. Сориентировавшись на местности, 13 дней пробирался он к своему полку. В полку уже считали его погибшим, в Суадаг пришло известие о том, что Бексолтан погиб в бою. Но он сумел добраться до своего полка и после излечения вернулся в строй.
После Курской битвы принимал участие в Белорусской операции. Экипажу Б. Н. Бритаева приходилось летать в глубокий тыл противника и бомбить военно-промышленные объекты Кенигсберга, Будапешта, Данцига, Бухареста. В августе 1944 г. Бексолтан Бритаев получил очередное задание: отбомбить железнодорожную станцию Тильзит, где находилось огромное скопление вражеской техники и живой силы. Это был 189-й, последний вылет В. Н. Бритаева. Задание было выполнено, но самолет штурмана звена гвардии старшего лейтенанта Б. Н. Бритаева, получив сильное повреждение, упал и разбился. Погибли три боевых товарища Бексолтана Налуковича, а он выжил, но получил тяжелое ранение: перелом позвоночника, паралич обеих ног.
После войны свыше тридцати лет Б. Н. Бритаев был прикован к постели, но никогда не терял бодрости духа, радовался и восхищался всеми достижениями отчизны. Все эти годы рядом с ним была его верная спутница, супруга Надежда Григорьевна Бабарыха, которая была для него главной опорой и поддержкой.
За боевые подвиги Бексолтан Налукович был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями.
Купеев Георгий Исламович, уроженец пос. Мизур Алагирского района. В 1936 г. после окончания начальной школы продолжил учебу на рабфаке в г. Орджоникидзе, одновременно посещал занятия в аэроклубе. В 1937 г. Георгий стал курсантом летного училища, которое окончил в 1940 г. Он был направлен служить на западную границу, где и застала его Великая Отечественная война.
В боях за Киев экипаж Георгия по несколько раз в день поднимался в воздух — бомбить врага, проявляя храбрость, мужество и отвагу. В боях под Москвой осенью 1941 г. штурман Г. Купеев с товарищами — командиром Владимиром Поветкиным, радистом Сергеем Теличко, стрелком Иваном Анисимовым — летели выполнять очередной боевой приказ. Но, к сожалению, были подбиты врагом. Самолет загорелся, упал и врезался в рощу. Стрелок Иван Анисимов погиб, Георгий был ранен в ногу, он не мог ходить. Товарищи отнесли его в кустарник, а сами отправились в село за подмогой. В деревне они попросили помощь у колхозников, откликнулся помочь местный житель Яков Чумичев.
Но когда он добрался до Г. Купеева, было уже поздно. Из укрытия он видел, что враги уже приближались к сбитому самолету. Нескольких фашистов Георгий убил из пистолета. Когда враги хотели его схватить, Георгий со словами: «Советские летчики не сдаются!» — застрелился. Позже жители деревни нашли около него спичечную коробку, на которой он написал перед смертью: «Победа будет за нами». Так погиб славный сын Осетии, который проявил мужество, самообладание, верность присяге и стойкость.
«Человек-легенда» — так можно сказать о военном летчике-офицере, механике авиации Бурдзиеве Алексее Егоровиче, уроженце г. Алагира. Окончив 7 классов, продолжил учебу на рабфаке в г. Ростове, по окончании которого стал студентом-заочником технологического института в г. Таганроге. Одновременно учился в аэроклубе г. Ростова, который окончил в 1928 г. После окончания института в 1930 г. работал на различных объектах народного хозяйства Северной Осетии.
До войны Алексей Бурдзиев был призван на действительную службу. Он был определен в конницу и назначен командиром отделения. Когда командование узнало, что он пилот, то его направили в Приволжскую авиационную школу. После ее окончания Алексей был направлен в авиаполк скоростных бомбардировщиков.
В 30-х годах ХХ столетия шла война между Китаем и Японией. Китайский народ защищал свободу и независимость своей земли. Ему нужна была помощь, которая пришла от Советского Союза. На помощь китайскому народу была направлена большая группа советских летчиков с авиацией и техникой. Среди них был и Алексей Бурдзиев. Много воздушных боев, бомбардировок провел Алексей в небе Китая. И каждый раз выходил победителем. Последний вылет А. Бурдзиев совершил 22 июня 1941 г. К сожалению, в этом бою он вместе со своим экипажем был сбит. Экипаж погиб, Алексей получил ранение. Десять дней он добирался до людей, вышел к городку, где жили русские эмигранты. Вскоре туда прибыли представители посольства СССР, и А. Бурдзиев был доставлен в Москву в госпиталь. После излечения он был определен в полк бомбардировочной авиации. Алексей защищал Москву, а после разгрома фашистов под Москвой его полк был переброшен на территорию Белоруссии. В одном из боев был сбит. Раны его оказались тяжелыми. После выздоровления врачи запретили ему летать. По настойчивой просьбе Алексея его оставили в авиации. Ему было поручено защищать важнейшие стратегические объекты от налетов вражеской разведывательной авиации. И здесь А. Бурдзиев сполна использовал свои знания и опыт в борьбе с фашистами. Ни один фашистский стервятник не достиг своей цели при попытке разбомбить наши военные заводы на востоке, за Волгой.
После окончания войны Алексей Егорович еще много лет был связан с авиацией, как инженер-механик обучал молодых пилотов мастерству летного дела. Его рационализаторские предложения способствовали внедрению новой техники в нашу авиацию.
Фардзинов Аврам Угиевич, уроженец г. Алагира. После окончания средней школы он уехал в г. Ростов, поступил учиться на рабфак. В 1932 г. Аврам уехал в г. Сталинград и поступил в авиационную школу, по окончании которой служил в Белоруссии. В 1939 г. А. Фардзинов вместе со своим авиаполком был направлен на финский фронт. Аврам вместе с боевыми товарищами в сложных метеоусловиях выполнял боевые задания командования по уничтожению живой силы и техники врага на сильно укрепленной линии Маннергейма. За проявленные мужество и отвагу старший лейтенант А. Фардзинов был награжден орденом Красного Знамени.
После финской войны он получил назначение в полк дальних бомбардировщиков на Балтике. Там Аврам вместе с товарищами стал готовиться к выполнению важного правительственного задания. Когда фашистское командование решило провести массированный налет на Москву, было необходимо показать фашистам и всему миру, что советская авиация не уничтожена. Она готова не только отразить фашистские налеты на Москву, но и нанести удар в самое сердце государства фашистов — по его столице Берлину. В связи с этим был отдан приказ одновременно с усилением противовоздушной обороны Москвы готовить операцию по бомбардировке Берлина.
С 3 по 6 августа 1941 г. наша авиация совершила несколько пробных полетов к немецким городам — Данцигу, Мемелю, Виндаве. И наконец в ночь на 5 августа 1941 г. пять бомбардировщиков, среди них был и Аврам, долетели до Берлина. На окраине города двигались танки, автоколонны. Наши летчики пробомбили военную технику врага, склады с горючим. Командир группы отправил в центр радиограмму: «Мы — над Берлином. Задачу выполнили. Возвращаемся на базу».
На возвращавшуюся с задания группу напали вражеские истребители. Справа и слева к машине Аврама подлетели два «мессера». Завязался бой, в ходе которого самолет загорелся, а сам он был ранен. Аврам слабеющими руками направил машину вниз на скопление вражеских сил. Так погиб старший лейтенант Аврам Фардзинов, погиб смертью героя.
Минуло 70 лет с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Она доказала всему миру, что наша страна непобедима. Мне хочется привести здесь слова писателя Леонида Леонова, которые он сказал участникам Курской битвы 10 августа 1943 г. Они актуальны и сейчас, пусть они станут предостережением для тех, кто хочет войны: «Подымись во весь свой рост, гордый русский человек, и пусть содрогнутся в мире все, кому ненавистна русская речь и нетленная слава России».
Победа в Великой Отечественной войне далась нам ценой огромных потерь. Пусть же никогда не сотрется в сердцах современного поколения священная память о воинском подвиге наших отцов, дедов, прадедов. Их вклад — в сегодняшних мирных буднях, во взлете космических кораблей, в радости свободной жизни, в веселом смехе детей, в голубом сиянии мирного неба, в ярком солнечном свете.
Лаура КАСИМОВА,
историк
|