"В наши дни люди всему знают цену,
но ничего не умеют ценить."
Оскар Уайльд
Надо же — словно и не прошло полтора века с тех пор, как великий англичанин произнес эти слова, вынесенные в эпиграф. Звучит так, будто написано несколько лет назад. Правда, решительное «ничего не умеют ценить» как-то сурово, но согласитесь, что порой и в искусстве, и в политике нам чужие ценности бывают дороже своих. Причин и следствий много, и кое-что, по-моему, раскрывает слово-заголовок, которое я безуспешно искала в словарях и нашла лишь в орфографическом. Так что нормального, тем более научного, определения не имеется.
Сделать эти наброски раздумий меня побудила недавняя музыкальная передача на ЦТ, где известные, даже знаменитые песни, вошедшие в наш быт и сердца, были переделаны юмористами и представлены безвкусным набором куплетов, уничтожающих и смысл, и чувства, заложенные в этих песнях. Ну, например, трепетное, нежное из «Юноны и Авось» — «Ты меня никогда не забудешь, ты меня никогда не увидишь…» превратили в — «Дура ты… Не того ты разбудишь…» И так далее и тому подобное… Дружное ржание зала дополняло этот кошмар.
А что скажешь о безвкусных ремейках великолепных старых кинофильмов и спектаклей? Если делать иное, то желательно лучше, чем было, или хотя бы так же хорошо. Но — не получается: как правило, и актеры, и режиссеры на порядок ниже прежних. Ладно уж экран и сцена, там действительно сейчас чего только не увидишь! Но посмотрите на то, что нас окружает повседневно. Над входом в магазины вывески иногда просто отпугивают покупателей. Можно, например, над обшарпанной дверью, за которой маленький частный магазинчик, крупно написать что-нибудь типа «Джоконда» или «Альвеола» (последнее подошло бы разве что аптеке). Иные названия на английском расшифровываются только со словарем. А трогательное признание в любви к Владикавказу-Дзауджикау (сам замысел интересен) совсем не обязательно было сопровождать изображением «сердечка» — как на школьных записочках в прошлом и в нынешних сентиментальных эсэмэсках.
Безвкусица господствует в некоторых скульптурах, украшающих республику и ее столицу (тут уж говори, пиши, кричи — не поможет), в поставленных «на поток» изданиях книг… Правда, вряд ли вы найдете в газетах, журналах, телепередачах критику упомянутых «произведений». Любое антиискусство сегодня представляется как «веяние времени», «модерн», «самовыражение»… Зато усталые быки, везущие укрывшегося плащом от горного ветра Поэта, вызывают негодование любителей смотреть только на те памятники, где неизвестно что обозначает всегда поднятая рука…
Странно, что до сих пор нет в школах специального предмета, должного эстетического воспитания, прививания художественного вкуса. Иногда, задавая на дом сочинения (знаю, видела тетради внука), требуют: главное, чтобы правильно было, грамотно и конкретно. А занесет ребенка на размышления, на романтику, на мечту — что? Двойка? Сколько разговоров вокруг школьной формы! Спорят, должна она быть одинаковой или разной. Да строгой и красивой она должна быть и, конечно же, думаю, одинаковой. Чтобы с презрением не поглядывала дочка банкира на дочку учителя — дескать, ну и видик… Кстати, насчет видика — на наших улицах нередко можно встретить женщину почтенного возраста и солидных размеров в ослепительно белых обтягивающих брюках. Сама не догадывается — так есть же родные, друзья…
Скажете — какое мне до этого всего дело? А дело должно быть каждому. И в детском саду уже ребенок должен отличать красивое от безвкусного. Тогда в театры и концертные залы, а также на свадьбы и дни рождения не будут тащить неподъемные массы цветов, утопленные в оберточной бумаге, а принесут скромные, но с подлинным вкусом составленные букеты, радующие глаз и не требующие огромных вазонов.
«Как важно быть серьезным» — рассказал нам в своей пьесе Уайльд. Не менее важно искать, например, в магазине художественное полотно не побольше и поярче, чтоб затмило в комнате свет от лампочки, а то, которое — настоящее искусство.
Ирина ГУРЖИБЕКОВА
|