Стенограмма выступления депутата от фракции «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Ноха Хасанбиевича ТОКАЕВА на 39-й сессии Парламента РСО-Алания.
Считаю своим долгом сказать следующее. Такое живое выступление председателя правительства для каждого человека не может остаться безразличным. Я это говорю не только эмоционально, но и профессионально. Стараюсь вникнуть в акценты от Вячеслава Зелимхановича Битарова. Действительно, вот этот акцент сегодня нужно сделать для общего нашего понимания, что 2016 год концептуальный. Необходимо создать дополнительные экономические и финансовые условия. Это исключительно важно понимать. Если мы их создадим, то остальное относительно легче преодолевается. Тем более в кризисной ситуации, которая складывается не только в экономике нашей республики, но и во всей стране. Поэтому я за то, чтобы мы бюджет в тех параметрах, в которых предложен окончательно, приняли, утвердили и дали возможность идти вперед.
Второй момент: в связи с землей возникают вопросы. Нам нужно более внимательно прислушаться к тому, что понимание доходов — это очень сложное дело. Что есть доходы? Если с этой трибуны употребляем понятие «доходы», то это не значит — все доходы в бюджет поползут! Ничего подобного. Это вопрос не только в том, как можно администрировать налоги, а еще и как структурируются сами доходы. Одно дело от такого источника формирования дохода взять в бюджет, другое дело — от другого. Это совершенно разные вещи! Доходные источники имеют разный весовой смысл в экономике…
Вот посмотрите, что произошло в торговле. Торговля прокручивала такие обороты, и доходность была такая, как обычно бывает торговый доход. Но я не могу экономически согласиться, что в торговле от пирожков доходы больше подходят для бюджета и нам пирожковые доходы определяют бюджет, стабильность его. Да никогда! Никогда пирожковые доходы не определяют стабильность бюджета. А есть такие доходы, которые к серьезной продукции имеют отношение в сфере материального производства. Они стабильны. Здесь по-другому смысл поворачивается в сторону бюджета, его доходов. И нам надо поработать в этом направлении. Действительно в плане создания условий.
А если иначе, по-другому, не делая революций, нужно честно, как об этом говорил председатель правительства. Быстрые доходы могут быть в водочном производстве. Это такая сфера, которую, безусловно, надо иметь в виду для экономики и бюджета республики. Что нужно там сегодня сделать? Нужны гарантии. И с этими гарантиями идти в центральные власти, договариваться. Россия такая!
Давайте думать, кто в республике должен эти гарантии дать, чтобы спиртово-водочное производство заработало полным ходом и можно было оттуда извлечь доходы. Давайте посмотрим на пример других республик и что-то извлечем в этом отношении…
И последнее — по землям. Город сильно расширился, город поглощает много неправильно. У нас в республиканском законодательстве продажа земли предусмотрена? Саму постановку вопроса я одобряю. Но в то же время тут же по ходу стратегически нужно так сработать, чтобы мы город остановили не в развитии, а остановили в поглощении земель! Понимаете, если одна сотка дает миллион в городе, то мы ее не возьмем честным образом. Я вот думаю, а все остальные земли в республике сколько дают? И у меня получается так: 2 гектара земли в городе могут давать больше дохода, чем все земли сельскохозяйственного назначения! Но это же абсурд! Поэтому займемся селами в плане строительства. Будем там организовывать небольшие цеха, заводы. Так решим вопросы доходов и занятости населения. В аграрном секторе имеет значение не быстрый доход, а занятость и зарплата. Широкие массы людей должны быть заняты и получать заработную плату. Плюс ко всему, чтобы села привели в красивый и ухоженный вид. Вот куда надо целиться!
Мы слушали министра науки и образования, недавно назначенного. На очень серьезные и базовые, основательные вопросы не хватает реальных материально-финансовых ресурсов. Меня не сильно волновали эти графики, цифры, которые можно почитать на сайте, раздать нам и т. д. Главное — это какие проблемы и как решаются.
Мы должны понимать, какое место в нашей жизни занимает образование и что происходит с ним. Рассматривать школы, где детей содержат, — это неправильно! Школы детей учат! Нас не кормили в школах. Это не было проблемой. Но маленький буфет существовал, и мы знали, что если тебя совсем прижмет, то иди туда. В последние годы превратили школы в места содержания детей, а школы — это образовательный процесс. База для того, чтобы образование развивалось.
Главный вопрос — какова эффективность учебного процесса? Что у нас происходит с преподаванием, какой уровень квалификации людей и как они загнаны в угол в этом смысле?
Я ожидал, что концептуальное обсуждение пойдет именно таким образом в парламенте. А многие хозяйственные вопросы, я думаю, министр образования и науки и директорский корпус должны решать в повседневной практике.
Я бы очень хотел, чтобы мы понимали, что образование — это базовая основа нашей грамотной жизни. Люди должны быть грамотными. В этой многосложной жизни, если нет образованности, грамотности, то все шарахаются, «топчут» друг друга. Не могут при этом что-то позитивное сделать. Не могут найти хорошего токаря! Как это так? Я знаю, что сегодня современный хороший токарь может получать заработную плату больше, чем я, доктор наук, заслуженный деятель такой, другой и т. д. В пять раз больше может получать. Бульдозерист получает в шесть раз больше. Жизнь так повернулась. Но это абсолютно не означает, что грамотность надо топтать.
Вот в этом контексте давайте концептуально уметь слушать, когда мы выносим вопрос об образовании, главный вопрос, смысл которого не надо терять! Спасибо за внимание!
|