К 35-летию Победы, 7 мая 1980 года, в единой еще и великой стране СССР, в г. Харькове, на одной из парадных колонн, фланкирующих въезд на путепровод по ул. Свердлова, проходящий над магистралями Южной железной дороги, была установлена мемориальная доска с текстом: «Путепровод Магомета Караева, рядового 82-го батальона железнодорожных войск, комсомольца, отважного сына осетинского народа, взорвавшего в октябре 1941 года при выполнении боевого задания ценою собственной жизни путепровод с танками и пехотой противника».
Кто такой Магомет Караев? Знают ли о нем что-либо жители России, особенно в глубинке и на ее далеких окраинах?.. Расскажем о жизни и судьбе этого истинного патриота великой советской Отчизны.
Магомет Хакьясович (иной вариант отчества Хакясович. — O. K.) Караев родился в селении Лескен в 1918 году. Его отец Хакьяс (Хакяс) был муллой в Лескене (исторически сложилось так, что около четверти осетинского народа из общего его числа, не превышающего в наши дни в России 700 тыс. человек, исповедует мусульманство). Он был очень справедлив, улаживал жестокие споры, был известен этим в Кабарде, Ингушетии, Чечне, Балкарии. Прекрасно знал русский язык, владел арабским и кабардинским. В семье Хакяса все дети обучались грамоте, а их у него было четверо: дочь Аминат, сыновья Ехья, Магомет, Ибрагим. После войны домой вернулся только старший...
Магомет окончил в Лескене местную среднюю школу, до ухода на службу в Красную Армию в 1939 году работал в колхозе и дома. Был отзывчивым, добрым, помогал всем, кто просил помощи… В армии служил в железнодорожных войсках, был рядовым 82-го железнодорожного батальона, входившего в 13-ю Отдельную строительно-железнодорожную бригаду. Великую Отечественную войну встретил под Тарнополем (Тернополем). В его личном деле значится: «участвовал в выполнении заграждения (т. е. в минировании. — O. K.) Тарнопольского узла 1–2 июля 1941 г.; участка Решетиловка — Полтава 18–19.09.1941 г.; Харьковского узла 22–23.10.1941 г.». Во время последней операции он и ушел в бессмертие.
Фашистские войска, захватившие к октябрю 1941 года огромные советские территории и опьяненные почти осуществляющимся, как им казалось, «блицкригом» по захвату СССР, рвались теперь к Харькову. Большее значение, чем захвату Москвы, фюрер придавал завоеванию Донбасса и расположенного рядом с ним такого важного железнодорожного узла и крупного промышленного центра, как Харьков. Уже в последней декаде октября 1941 года гитлеровцы стремительно двигались к городу...
С целью максимальной задержки вступления фашистов в Харьков, распоряжением командующего 38-й армией была поставлена задача широчайшего минирования харьковского железнодорожного узла и всех мостов в городе. Общий план и детали минирования были разработаны военинженером 2-го ранга В. С. Онуфриевым. Он был утвержден командованием. По этому плану предусматривалось взорвать все мосты в городе по рекам Лопань и Уды, но важнейшим пунктом в нем было уничтожение путепровода, проходившего над всеми магистралями Южной железной дороги. Путепровод был главной сухопутной артерией, соединявшей две части города: Большой Харьков и Холодную Гору.
Для уничтожения путепровода была создана спецгруппа подрывников, ее возглавил ст. лейтенант Федор Васильевич Тарасов. В группе были красноармейцы Новиков, М. Братерский, Фомичев, М. Караев (русский, украинец, белорус и осетин). Их задачей было, пропустив по путепроводу отступающие советские части, взорвать его, когда по нему пойдут фашистские соединения. И вот через пару часов после того, как по путепроводу прошел последний советский воин, на вершине Холодной Горы показались немецкие танки, машины с пехотой, мотоциклы с автоматчиками в колясках. Армада устремилась вниз к путепроводу. Вот уже несколько танков и машин врага стали углубляться в путепровод. Фашистские автоматчики непрерывно строчат по всему пролету… Старший лейтенант Тарасов поджег бикфордов шнур, который через пару секунд затухает, перебитый немецкой пулей, а сам Тарасов падает, зажимая рану… Ранены Новиков и Братерский… Нависла угроза срыва задания советского командования. Остаются секунды: если немцы проскочат за путепровод, то они не дадут, никоим образом не позволят уже взорвать путепровод…
И тогда красноармеец Магомет Караев стремительно выскочил из укрытия и бросился навстречу немецкой колонне. Упав на асфальт, он по-пластунски добирался до трубок капсюля-детонатора и поджег их. Через несколько секунд раздался огромной силы взрыв, подняв в воздух конструкции путепровода, танки и машины врага с пехотой, мотоциклы с автоматчиками… Не стало и славного воина комсомольца Магомета Караева...
* * *
…Передо мной копия наградного листа Магомета Караева (документ предоставили его родные). Из листа видно, что награда для него определилась не сразу, вопрос о ней «утрясался» как-то сложно и трудно по разным уровням командования железнодорожных войск. Вот они, эти этапы, отраженные в наградном листе:
I. Командование 82-го железнодорожного батальона сделало описание ситуации взрыва путепровода: «Отважная пятерка, в составе которой был красноармеец Караев, приступила к подрыванию под интенсивным огнем противника с подошедших танков.
Во время выполнения задания красноармеец Караев не щадил своей жизни. В момент, когда ему было поручено произвести зажигание трубок, вражеская мина попала в путепровод и произвела взрыв приготовленных зарядов. Красноармеец Караев пал смертью храбрых при выполнении боевого задания» (подписи комбата, политрука, начштаба, дата 28 ноября 1941 г.)
Рекомендации по характеру награды для Караева от командования 82-го батальона здесь нет, она не вынесена.
II. Заключение вышестоящих начальников (написано от руки): «Достоин награждения медалью “За отвагу”. Награждение посмертное» (подписи командира 13-й Отдельной железнодорожной бригады, военного комиссара, дата 29 ноября 1941 г.).
III. Заключение Военного совета армии: «Достоин награждения медалью “За отвагу”». При этом «медалью “За отвагу”» зачеркнуто, ручкой вписано «орден Красного Знамени» (подписи начальника военных сообщений ЮЗФ, военного комиссара ВОСО ЮЗФ, дата 31 декабря 1941 г.).
IV. Заключение Военного совета фронта (округа): стоит оттиск длинного прямоугольного штемпеля «К ордену Красная Звезда». Подписей командующего, члена Военного Совета, начальника штаба нет, даты нет.
* * *
По наградному листу видно, что Караев вначале был выдвинут на награждение медалью «За отвагу» (это свидетельство крайней недооценки его подвига), затем рекомендуемая для него награда вырастает до ордена Красного Знамени и, наконец, стабилизируется на уровне ордена Красной Звезды… Справедливо ли это, объективно ли?
В пункте I наградного листа вызывают недоумение слова, характеризующие обстановку и действия Караева: «В момент, когда ему было поручено произвести зажигание трубок, вражеская мина попала в путепровод и произвела взрыв приготовленных зарядов». Разберемся с этим предложением с учетом боевой обстановки и действий М. Караева.
Во-первых, красноармейцу Караеву не давалось поручения провести зажигание трубок, он сделал это по своей инициативе, выскочил из укрытия и поджег их, т. е. сам осознанно шел на смерть за родину. С другой стороны, если бы он даже был послан командиром группы, это все равно означало, что он шел на верную гибель: подрыв капсюля детонатора исключал возможность успеть отбежать, чтобы спастись. Значит, и здесь было самопожертвование с его стороны.
Во-вторых, невозможно согласиться с тем, что взрыв капсюля детонатора произвел вообще не Караев, а фашистская мина, попавшая в путепровод, как говорят, «дуриком»… Это что же получается? Немцы, наверняка зная, что путепровод заминирован отступающей Красной Армией, стали бы стрелять из минометов куда ни попадя, чтобы взорвать не только путепровод, но и уже двигающиеся по нему свои же войска?! Свежо предание, но верится с трудом… Ведь взорванный путепровод на пять месяцев приостановил развитие наступления гитлеровцев в южном направлении. Они такое не ожидали?..
Здесь можно предположить намерение командования ж/д войск «уравнять» всех участников группы подрыва в проявленном ими мужестве. Все они были отмечены наградами так: старший лейтенант Ф. В. Тарасов, красноармейцы Новиков, М. Братерский, Караев (посмертно) — орденом Красной Звезды, Фомичев — медалью «За отвагу». Справедливо ли здесь все по отношению ко всем? Справедливо, за исключением Магомета Караева. Дело в том, что после событий в Харькове все, за исключением М. Караева, остались живы и продолжали сражаться на фронтах ВОВ: кто-то погиб в конце войны, кто-то остался в живых и после войны. Магомет Караев, подорвавший путепровод, уничтожил себя сознательно во имя родины, и потому наградой ему должен был стать не орден Красной Звезды, а Звезда Героя Советского Союза. Он совершил подвиг не ниже подвигов А. Матросова, Н. Гастелло, М. Паникахи, П. Барбашова и др.
Опровергнуть это невозможно.
* * *
О подвиге Магомета Караева писали многие авторы, и большинство из них подчеркивали, что взрыв путепровода в Харькове осуществил Караев, выбежав из укрытия в момент, когда немецкие войска уже мчались по путепроводу, и зная, что через несколько секунд жизнь его будет завершена. Нет возможности назвать всех авторов, назовем одного: заместителя командира 82-го железнодорожного батальона по технической части (зампотеха) военинженера 2-го ранга Василия Степановича Онуфриева — того самого, который разработал всю систему минирования Харькова, всех его мостов и путепровода. Уж этот-то человек знал всю технологию и возможности осуществления взрывов, и он тоже писал, что Магомет Караев на глазах у гитлеровцев, повинуясь долгу и присяге, невзирая на смертельную опасность, поджег капсюль-детонатор.
После войны события военного времени в Харькове как бы стали блекнуть, а имена участников подрыва путепровода забываться… Но совесть коммуниста и просто человека, полковника в отставке В. С. Онуфриева, жившего в послевоенное время в Харькове, не давала ему покоя при воспоминании об этом храбром воине. И сколько же сделал Василий Степанович во имя утверждения справедливости по отношению к М. Караеву! Он разыскал родных Магомета в с. Лескен, приехал на его родину с целой группой ветеранов и сослуживцев Караева. Здесь прошли их встречи с жителями, молодежью и учащимися села. Говорили о подвиге Магомета, о событиях минувшей войны, завязали дружбу семьями...
В. С. Онуфриев был неугомонным инициатором того, чтобы новый путепровод в Харькове (он достроен заново в более крупном масштабе по проекту архитектора А. М. Мацкевича в 1954 г.) был назван именем Магомета Караева. И усилия ветерана были вознаграждены. К 35-летию Победы, 7 мая 1980 года, в торжественной обстановке путепровод получил наименование «Путепровод Магомета Караева», а на одной из парадных колонн, фланкирующих въезды на путепровод, была закреплена памятная доска.
Заканчивая этот материал, скажем, что вольно или невольно, но подвиг Магомета Караева не был оценен по достоинству. Безусловно, он был достоин звания Героя Советского Союза… Получилось же так, как получилось. Великой нашей родины СССР уже нет, и ставить вопрос о присвоении ему звания Героя Советского Союза нет оснований. Но возможен другой вариант: например, ходатайствовать о присвоении М. Х. Караеву звания «Герой России» из соображений, что своим подвигом 70-летней давности он внес немалую лепту в возможность существования России в этом мире. Было же присвоено звание Героя России генералу М. Г. Ефремову, защитнику Вязьмы, погибшему в 1942 году.
Выходит, вопросы такого порядка можно поднимать… Чем же не «вписывается» в критерии и правила присвоения звания «Герой России» М. Караев?.. Есть смысл обратиться к Президенту России В. В. Путину и министру обороны С. К. Шойгу с вопросом о пересмотре ситуации с награждением М. Х. Караева и поставить в этом деле точку. Справедливую. Это будет заслуженно и разумно.
Потому что Магомет Караев настоящий Герой!
Олег КУДЗОЕВ