В рамках больших гастролей во Владикавказе Государственного академического театра им. Е. Вахтангова «Вахтанговцы на родине Вахтангова» проходили незабываемые творческие встречи с известными актерами и режиссерами. О двух из них — с народным артистом СССР Василием Лановым и режиссером-хореографом из Литвы Анжеликой Холиной — хочется рассказать особо.
Патриот России украинец Василий Лановой
Встречи с советским и российским актером театра и кино, мастером художественного слова, народным артистом СССР, лауреатом Ленинской премии Василием Лановым владикавказские театралы ждали особо. Еще бы, ведь сыгранные Василием Семеновичем роли в кино, не говоря уже о театре, — это наша добрая классика, это с детства знакомые и любимые образы киногероев. Это Валентин Листовский из «Аттестата зрелости», стойкий и мужественный Павка Корчагин из знаменитой экранизации автобиографического романа Николая Островского «Как закалялась сталь», романтичный Артур Грэй из «Алых парусов», молодой физик Олег Тулин из «Иду на грозу», толстовские персонажи Анатоль Курагин в «Войне и мире» и Алексей Вронский в «Анне Карениной», железный Феликс Эдмундович в кинокартинах «Шестое июля» и «Бой на перекрестке», советский разведчик Волгин в «Пятьдесят на пятьдесят», Крис Кельвин в мистическом «Солярисе», Михаил Яровой в драме «Любовь Яровая», Иван Варавва в «Офицерах» — любимейшем фильме всех советских и российских граждан, обергруппенфюрер СС Карл Вольф в «Cемнадцати мгновениях весны», молодой хирург Александр Соколов в «Здравствуйте, доктор», Командор в «Анне и Командоре», Леонид Шервинский в «Днях Турбиных», маршал Андрей Гречко в «Солдатах свободы», Владислав Костенко в «Петровка, 38» и «Огарева, 6» и множество-множество других — всех их не перечислишь. Около 80 ролей сыграно Василием Лановым в кино. 62 года жизни он снимался.
А вот как театральный актер Лановой проявил невиданную верность и преданность: всю свою жизнь (60 лет!) он проработал в одном театре — Академическом театре им. Евгения Вахтангова. Кстати, владикавказским театралам посчастливилось увидеть артиста в роли писателя Абеля Знорко в вахтанговской постановке пьесы Эрика-Эммануэля Шмитта «Посвящение Еве»…
Возвращаясь в своих мыслях в дальние дали — детство и юность, Василий Семенович произнес: «Я из молодежи советского поколения». И рассказал о своих родителях — простых крестьянах из украинского села Стримба Одесской области Семене Петровиче и Галине Ивановне Лановых. В 1931 году, спасаясь от голода, они переехали в Москву, куда их позвал брат отца.
Великую Отечественную войну семилетний Вася Лановой встретил в родном родительском селе Стримба у бабушки с дедушкой, куда приехал в гости из столицы как раз 22 июня 1941 года. Родители Василия остались в тылу и работали на вредном химическом производстве, вследствие чего стали к концу Великой Отечественной войны инвалидами.
Василий Лановой поделился с собравшимися воспоминаниями о том, как ранним утром 22 июня сотни немецких самолетов летели бомбить Одессу, как отступали наши войска, как потом, уже в 1944-м, они освобождали Украину от немецко-фашистских захватчиков, как он, ребенок, начал заикаться, напуганный немецким военным, стрелявшим над его головой, о том, как лечился от заикания, распевая украинские песни с их длинными гласными, как в военные годы в оккупированном захватчиками украинском селе, где детям вместо родного языка преподавали румынский, школьный учитель, заперев дверь, читал своим ученикам «Как закалялась сталь» Николая Островского. «С тех пор Павка Корчагин — мой любимый герой на всю жизнь», — признался Василий Лановой.
О поколении победителей он сказал: «Для меня это самое святое поколение! Великое поколение! Спасибо им!» Сам Василий Семенович — истинный патриот своего отечества, убеждениям своим не изменял никогда. С 1995 года он возглавляет межрегиональный общественный фонд «Армия и культура», является председателем попечительского совета патриотической акции «Бессмертный полк». Акция уже охватывает сотни городов — не только в России, но и за рубежом. «Я не первый год в “Бессмертном полку” несу портреты своих родителей. И буду это делать, пока могу,— сказал Василий Лановой. — Полк этот воистину безбрежен — гигантское число людей погибли ради Победы на фронте, трудились ради нее в тылу. Этот полк символизирует связь времен, поколений, родной крови. Хочется, чтобы наша молодежь обязательно относилась к той войне и Дню Победы — святому и большому празднику — с почтением».
С горечью говорил Василий Лановой о происходящем сегодня на его родной Украине. «Каждый свой день я начинаю с новостей. Душа болит от того, что происходит сейчас там. На Донбассе гибнут женщины, дети, старики. Бесчинствует «Правый сектор». А все потому, что американцам надо быть поближе к России. Вот они и подбираются через Украину, которую превратили в плацдарм. Вы знаете, что Севастополь был им обещан на 50 лет. Если бы Крым не вернулся в Россию, случилось бы страшное: все подбрюшье России было бы у США под контролем. А Европа… она превратилась, увы, в пуделя американского», — дал свою оценку политической обстановке Василий Лановой. На Украине он теперь персона нон грата, картины с его участием показывать запрещено.
Основанием для этого послужил тот факт, что 21 февраля 2014 года Василий Лановой вместе с Тамарой Миансаровой, Иосифом Кобзоном, Элиной Быстрицкой и космонавтом Александром Волковым обратились с призывом к Януковичу «применить всю власть и силу, которая есть в Ваших руках, чтобы навести порядок в стране». 11 марта 2014 года Василий Семенович подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.
Отвечая далее на вопросы владикавказских театралов, Василий Лановой продемонстрировал, что он не только в отличной физической форме (красив, подтянут, строен, элегантен, моложав, а ведь ему уже за 80), но и по-прежнему ироничен, чувства юмора ему не занимать. Так, отвечая на вопрос о самом любимом фильме и роли, назвал кинокартину «Полосатый рейс», где снялся в эпизоде на пляже.
Василий Семенович поделился с собравшимися своими воспоминаниями о том, как он пробовался на роль Анатоля Курагина в «Войне и мире», как снимался в «Анне и Командоре» и сериале «Линия Марты» с Алисой Фрейндлих (в «Линии Марты» его герой не произносит ни слова, он просто идет навстречу героине Алисы Фрейндлих, и это самый лучший эпизод в картине), читал стихи Пушкина и Маяковского — о Тереке, от которого «в поэтах истерика» (Василий Лановой как-никак мастер художественного слова, заведует кафедрой сценической речи в Театральном институте им. Б. Щукина) и удивлял, удивлял — талантом, эмоциональностью, подвижностью, артистизмом, правдивостью, убежденностью и чем-то еще неуловимым (чему и определение-то подобрать трудно), вызывающим трепет и восхищение.
Анжелика Холина: «Я живу одна и никого не люблю…»
Сделав такое признание во время творческой встречи, которая проходила в рамках гастролей «Вахтанговцы на родине Вахтангова», Анжелика Холина явно имела в виду не совсем то, что произнесла. Скорее всего, она хотела сказать: «Я живу одна и ни в кого не влюблена». Тут свою вводящую в заблуждение роль сыграло, по-видимому, знание русского языка как иностранного. По-русски Анжелика говорит с милым литовским акцентом, хотя отец ее русский, мать — литовка. Родители познакомились в Москве, где будущий глава семейства, в ту пору студент архитектурного института, увидел на выставке красавицу-литовку и влюбился с первого взгляда.
Анжелика Холина — режиссер-хореограф и весьма неординарная личность. Вахтанговцы характеризуют ее как талантливого человека и тонкого психолога. Во время гастролей зрители увидели поставленный Анжеликой Холиной хореографический спектакль «Анна Каренина», где одной лишь пластикой герои «рассказывали» о многом — о том, что думают, и что чувствуют, и к чему стремятся. Что за жанр, трудно определить. Да этого, по мнению Анжелики Холиной, делать и не нужно. «Приходишь, садишься и смотришь. Единственный критерий: тебе нравится или нет», — отрапортовала она.
Что до нелюбви, то вот это-то как раз не про Анжелику Холину. Кто-кто, а она всегда стремится ставить спектакли именно о любви, о том, как люди относятся друг к другу. Так что любовь — это самая что ни на есть ее тема.
Анжелике Холиной 45 лет. На вид ей не дашь больше 30. Родилась в Вильнюсе в 1970 году. В 1996-м окончила ГИТИС (РАТИ), училась у балетмейстера Ольги Георгиевны Тарасовой. Ставить балеты начала еще будучи студенткой, в 1991 году.
Хореографические миниатюры в постановке Анжелики Холиной с учениками Вильнюсской балетной школы и Мюнхенской академии танца с большим успехом принимали участие в международных конкурсах балета во многих городах мира: Лозанне, Варне, Москве, Париже, Токио, Нью-Йорке, Стокгольме, Мюнхене и Хельсинки.
В 2000 году был основан Театр танца Анжелики Холиной. Его организаторами стали сама Анжелика и ее сестра Грета (внешне сестры похожи, как близнецы), в настоящее время являющаяся его директором. Независимый творческий процесс, проповедуемый театром, способствует созданию оригинальных работ, суть которых — праздник человеческого воображения и широкое применение хореографических возможностей. Ныне Театр танца Анжелики Холиной является одним из самых крупных, профессиональных и успешных театров танца в Литве.
На сегодняшний день Холиной создано 15 хореографических спектаклей, 2 балета и более 50 хореографических миниатюр. Она доцент Литовской академии музыки и театра. В 2011 году была награждена Рыцарским крестом ордена «За заслуги перед Литвой» в области культуры.
Начиная с 2008 года режиссер-хореограф Анжелика Холина сотрудничает с Театром имени Eвгения Вахтангова. Пять лет тому назад она предложила к постановке спектакль «Берег женщин», где главным выразителем мысли является не слово, а музыка, пластика. С успехом принятый зрителями, эксперимент был продолжен постановкой «Анны Карениной» по роману Льва Толстого, где пластическое решение органично передавало гармонию слова и смысла, а изысканная хореография — особый художественный объем. Удивительное дело, но спектакль этот был поставлен всего-то за 40 дней! «Отелло» У. Шекспира — третий опыт совместной работы хореографа и театра. Сейчас Анжеликой Холиной готовится новая постановка на вахтанговской сцене — «Мужчина и женщина», спектакль о любви.
Для воплощения своих замыслов Анжелика Холина часто выбирает произведения классические, известные, ставшие эталоном в литературе и драматургии. Их режиссер-хореограф Холина пытается прочесть по-своему, подчас вразрез с традиционным прочтением. Ревность, любовь, предательство, вероломство — все сплетается в единый клубок. Потом этот клубок, состоящий подчас из отвратительных переплетений, разматывается, причем разматывается изящно и элегантно. Совершенно в духе Анжелики Холиной — человека неординарного, своеобычного, с нестандартным мышлением и мировоззрением, знатока психологии и астрологии и чего-то еще — таинственного и горнего, создающего невероятную притягательность Анжелики, которую хочется цитировать.
«Театр — то место, где происходят чудеса».
«Всегда будьте смелыми. Нет никаких ограничений. Мы сами их всегда придумываем».
«Все люди все могут. Только они об этом не знают».
«Люди не знают своих возможностей. Дело режиссеров — раскрывать эти возможности».
«Хороший режиссер тот, кто может опередить время».
«Педагоги должны привить любовь к профессии и давать знания».
«В театре меня интересуют судьбы людей. При этом должен быть раскрыт автор, с которым необходимо считаться. В театре важно приблизиться к правде жизни».
«Я остановила свой выбор на “Анне Карениной” потому, что для меня мораль романа — женщина не должна быть предметом удовлетворения мужского самолюбия. Нам кажется, что все мы знаем, что такое любовь, но, когда это чувство приходит, мы сталкиваемся с собственным эгоизмом, который все разрушает».
«Любовь в современном понимании — это боль. Мы неправильно понимаем любовь. Мужчина должен отказаться от своего эго, чтобы получить от женщины божественную энергию, которую только она может ему дать. Увы, сегодня люди не стремятся выстраивать отношения. Если что-то не так, меняют партнеров, но это не любовь. Люди не понимают, что, чтобы что-то получить, нужно сначала научиться отдавать».
«К человеку можно прийти только через любовь. Я никогда не повышаю голос на репетициях. Срываться на крик — это привилегия слабых. Унижая другого, себя не возвысишь. Тем не менее я всегда требую дисциплины: не опаздывать, отключать во время репетиций мобильные телефоны…»
«Что хотела бы в себе искоренить? Я родилась с короной. Иногда она мне мешает».
«У меня нет тыла. Меня никто не защитит, кроме меня самой. Я сама тяну себя за волосы».
«Что дает ощущение свободы? Я учусь отходить в своей жизни от человеческой природы — учусь не испытывать такие вредоносные чувства, как зависть, ненависть, злоба. Стараюсь всегда сохранять спокойствие… Плохим легче быть, чем хорошим».
«Я делаю то, что умею, то, что понимаю».
Анжелика Холина стремится к совершенству — во всем. И в первую очередь, конечно же, в своем творчестве. «В ближайшее время, — призналась она, — с Римасом Туминасом и Туганом Сохиевым будем делать оперу “Екатерина Измайлова” в Большом театре». Есть желание поставить драматический спектакль — этого она еще никогда не делала. «Хочется попробовать себя во всех жанрах», — говорит Анжелика.
А нам хочется пожелать ей удачи во всех ее добрых творческих начинаниях.
Ольга РЕЗНИК
|