Суббота, 28.06.2025, 09:37
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Что по Вашему необходимо сделать, чтобы созданный или создаваемый Вами бизнес успешно развивался?
Всего ответов: 122
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Октябрь » 19 » Джаз на скрипке
22:13
Джаз на скрипке

Музыка – самая эфемерная часть искусства;  мелодия ближе к метафизике. О «метафизике мелодии» - интервью с известным владикавказским скрипачом-виртуозом Георгием Абаевым, чей юбилейный концерт состоялся 19 октября в Осетинском театре:

 

- Ваши самые первые музыкальные воспоминания?

- В детстве моя мама вместе со мной много пела.  Отец, не имея музыкального образования, очень хорошо играл на пианино, гитаре и  аккордеоне, любимыми пьесами у него были «Лунная соната» Бетховена   и  «Чардаш» Монти – очень популярная в те времена виртуозная пьеса. Уже в десять лет, когда я пел песню «Мама - милая мама» у людей появлялись слезы.

 

- Вы помните свое самое первое выступление на сцене?

 

- Если учесть, что после окончания первого класса Детской музыкальной школы №1 им.Чайковского я принимал участие в Правительственном концерте в возрасте семи лет - играл концерт Ридинга,  то можно сказать, что моя концертная жизнь уже приблизилась  к внушительной цифре – 53 года, играю на скрипке 54 года! (с шести лет).

Тогда произошел  необычный случай для скрипичной концертной практики - когда я вышел на сцену, публика начала довольно громко выражать свои эмоции, был даже смех. Я, конечно, удивился, а когда зашел в зал, где сидели родители,  спросил отца, усевшись  у него на коленях, - почему зал смеялся - он ответил: «Тебя объявили как старейшего скрипача Осетии…»

 

- Ваш дед был военным. Никогда не возникало желания пойти по его стопам?

 

- В детстве меня воспитывала прабабушка – в раннем возрасте я получил от нее самые необходимые религиозные понятия, она жила на улице Куйбышева, в четырехэтажном сталинского типа доме, рядом с рынком, купит 5 -7 кило черешни или конфет, сидит на улице и раздает  всем знакомым - (она получала персональную пенсию). Ее старший сын шести лет был первым секретарем горкома  в нашем городе - в 1937 году по навету был сослан в лагеря, в  1943 году вытащил его оттуда младший брат – мой  дедушка, подполковник, который воевал на Северном фронте – был морским охотником – элита армии, (снайперы – одиночки – также). Барражировал на истребителе в небе над Балтикой, бил фашистов, был личным пилотом командующего  Прибалтийским  фронтом - будущий  маршал  СССР – Иван Христофорович  Баграмян, однажды  в неравном бою был подбит, когда летел  вместе с  Баграмяном,  с трудом  произвел жесткую  посадку, повредил колено, но летать мог – через неделю командующий прибыл в часть – вручил награду и подарил деду огромные золотые часы с именной надписью – «Диме от  Баграмяна» - дедушка  мне их завещал…

 

- «Мы родом из детства»… Каким Вам запомнилось время вашего владикавказского детства?

 

- Время моего детства очень хорошо помню -  тогда были хорошие  и  более  чистые времена, когда уважение людей друг к другу было неизмеримо выше, чем сейчас. Никогда не забуду моих первых учителей в музыкальной  школе  имени  П.И. Чайковского – Матвей Абрамович Найгов - добрейшей души человек и Николай Сергеевич Рябов – великолепный педагог и  человек  с  большой буквы!  Ансамбль скрипачей под руководством Светланы Борисовны  Ивановой  постоянно  играл  на  концертах не только в Осетии, но и в Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае  и с очень большим успехом!

 

- После музыкальной школы Вы продолжили образование в училище искусств. Сейчас оно носит имя Валерия Гергиева. Какие воспоминания сохранились об училище?

 

- В училище искусств мне очень повезло с педагогом: Лариса Викторовна   Анчевская - замечательный педагог, прекрасной души человек, настоящий знаток  и  фанат скрипки - дала сильный толчок для моего творческого развития. Она закончила Московскую консерваторию вместе с уникальной плеядой скрипачей – однокурсников -  Э.Грач, О. Крыса, В. Пикайзен, А. Корсаков, Л. Исакадзе, М. Яшвили – редчайший случай в музыкальной практике -  мировые известности - гордость России - учились на одном курсе. Уникальное  соединение высокого творческого скрипичного  искусства и огромной человеческой  души, психологизма и конструктивной воли,  не случайно Лариса Викторовна Анчевская  в настоящее время – профессор Московской консерватории (представляете – это в неполные 80  лет - потрясающе!)

 

- Ее дочь - Ариадна Анчевская – известная скрипачка.

 

- Когда я приходил к ней домой, то регулярно видел ангелоподобного ребенка, играющего на скрипке - моя вторая  духовная мама воспитала  талантливую дочь – замечательная скрипачка  Ариадна Анчевская –  лауреат двух  Международных конкурсов, доцент - также преподает класс скрипки в этих прославленных стенах!

 

- Потом была Гнесинка, там Вы были единственным студентом мужского пола с Кавказа. Трудно приходилось?

 

- Было достаточно сложно – уровень очень высокий,  особенно трудно было сдавать музыкальную литературу, надо  было знать огромное количество музыкального материала от средневековых Джезуальдо и Палестрина  до современных  эпатажных композиторов. В эти годы прославилась  известный  педагог  И. Гивенталь по этому предмету: Людмила Зыкина  четыре раза  ей пересдавала, она была уже Народной артисткой СССР, приезжала сдавать экзамены на черной «Волге»!

 

- Какие музыкальные впечатления оказали влияние на Вашу дальнейшую творческую жизнь?

 

- В те годы я впервые услышал замечательных скрипачей в области джазовой интерпретации – Стефана Граппелли – «Паганини джаза» и космический, полетный  Жан-Люк Понти, от которого в первое время у меня кружилась голова. Я начал заниматься музыкальными фантазиями, хотя не говорил преподавателю об этом. Педагог по специальности сразу заметил, что у меня улучшилось качество звучания и стали острее штрихи, и это не удивительно – со временем я понял, что игра по нотам делает музыканта достаточно ограниченным, хотя индивидуальность в определенной степени сохраняется. Но в джазе - свобода мышления дарит музыканту более яркие условия для самовыражения, одно лицо в данном случае и композитор и исполнитель. Самый яркий пример – один из самых лучших скрипачей мира – Иегуди Менухин (США) записал два альбома-дуэта вместе со Стефаном Граппелли – Паганини джаза, но как же Иегуди померк рядом с изумительным музыкальным фантазером практически во всех аспектах музыкального звучания! Тогда я познакомился с Ириной Отиевой, она училась в Гнесинском училище. Считаю ее лучшей джазовой вокалисткой в 70-80 гг. в России, пусть Лариса Долина на меня не обижается… И в это время мне повезло иногда общаться  с настоящим мастером скрипки - Владимиром Спиваковым, педагогом по классу скрипки в Гнесинке. Признаюсь, что мне тогда не очень импонировали резкие запахи французского одеколона в радиусе трех метров и всякие жабо-рубашки и шарфики, но это был взгляд провинциала, привыкшего к суровому кавказскому быту. Когда же я понял его величину как большого  мастера скрипки, (кстати, и аксессуарность тоже), мне, правда, было стыдно, потому что на самом деле - Спиваков - волевой и романтичный, суровый и нежный человек одновременно, его доброта, его уровень конечно же, вызывает восхищение, особенно после его волевого  мужества во время концерта в Карнеги-холл в  Нью Йорке в середине 80-х годов, когда во время исполнения труднейшей «Чаконы» И.С.Баха в него кинули с шестого ряда пакет с красной краской -  попала в область живота – краска залила фрак и сцену, он  не только не остановился, продолжил играть,  и даже  вышел на второе отделение в прежнем фраке, представьте себе эту картину, хотя  в антракте  фирма  Коламбия, которая записывала этот концерт на пластинку, преподнесла  ему новый фрак!

 

- За этот достойный поступок Спиваков получил Орден Почета, насколько я помню.  Кстати, пока не забыл, Вы в армии служили?

 

- Моя служба в армии   проходила  в ансамбле  песни  и  пляски  МВД  СССР -  это  была  отличная  музыкальная практика – играл на  скрипке, пел,  электрогитара, басгитара, клавишные, приходилось играть на ударных инструментах и  расписывать партитуры  для ансамбля.

 

- Помните своих сослуживцев?

 

- Сослуживцами были сейчас очень известные  люди – Саша  Клевицкий -  дирижер Президентского эстрадного оркестра,  Юра Антонов – композитор и певец, Аркаша  Насыров – очень  интересно танцевал степ, его одно время часто показывали на первом канале ТВ,  Саша Майоров – долго работал  ведущим на больших сценах, Игорь Шухман  - работал позже на киностудии «Мосфильм» и много других интересных творческих личностей. В это время подружился с очень интересным человеком  - Алан Калабеков был тогда капитан  роты  захвата   в легендарном Преображенском полку – он подтянул  меня к себе на тренировки – с 15 до 18 часов у меня было личное время.  Были очень серьезные нагрузки, после первого  трехчасового занятия, где  отдыхом был круг по спортзалу с партнером на спине, у меня были круги в глазах. Боевое самбо и боевое карате -   очень практичные виды боевых искусств, да и настрелялся  хорошо – особенно с пистолета Макарова, я уже тогда был кмс по стрельбе, так что как говорится – со знанием дела.  Очень благодарен Алану за помощь в развитии мужских качеств – кстати - Алан Калабеков сейчас – префект Кузьминского района столицы.

 

- Вы выросли вместе с двумя великими Валерами – Газзаевым и Гергиевым… Расскажите об этом.  

 

- С Валерием Газзаевым я тренировался около трех месяцев, затем он перешел в  дублирующий состав нашего «Спартака» Орджоникидзе и затем быстро вырос в яркого профессионала. Никогда не забуду, как он два раза забил голы пяткой (!) с линии штрафной площади на нашем стадионе. Это был довольно острый и напористый форвард, тогда близкие к нему люди приветливо называли его «Малый». К большому сожалению, выдающаяся игра Валеры и Владимира Гуцаева – был такой яркий и острый на  финты правый форвард, в сборной страны особо не поддерживалась по  /демпинговым/  причинам… Ну, а затем тренерская работа, много наград, но апофеоз –  безусловно - Кубок УЕФА!   Валерий Газзаев с клубом ЦСКА навсегда вошел в историю европейского футбола! Тренировал  нас тогда  выдающийся тренер -  Муса Данилович Цаликов – огромное ему спасибо от имени всех его воспитанников - очень тонкий психолог и стратег футбола, помог мне научиться играть и понимать футбол, который я очень люблю по сей день. Мы играли тогда во дворе и на тренировках на стадионе  Спартак по 4 -5 часов в день. Мяч – это один из самых совершенных предметов в жизни, и я советую родителям приучать малышей как можно раньше к тесному общению с мячом, который заметно приближает человека к хорошей координации движений.  В училище искусств шутили - ищете Георгия Абаева – он на футбольном поле.

 

- Вам потом футбольные навыки в жизни пригодились?

 

- Тренировал, будучи студентом, футбольную команду консерватории , два  года  подряд занимали  второе место на областных соревнованиях по футболу среди ВУЗов! / Первое место всегда занимала команда ВУЗа, где играли профи, мы были единственной командой, которая проигрывала им не с двузначным счетом./

 

- Вам тоже преподавал Брискин, педагог Валерия Гергиева. Какие воспоминания сохранились?

 

- С Валерием Гергиевым, конечно, общались много - я был свидетелем его трудных шагов  в дирижерстве. Несмотря на большое мое уважение,  Брискин, педагог Валеры, был очень сложным человеком – нетерпеливым и язвительным.  Очень горжусь тем, что в моей характеристике он написал –обладает незаурядными способностями – это очень высокая оценка из уст этого предельно критичного фаната музыки.   Тяжело в ученье – легко в бою – эта фраза очень хорошо подходит для жизненного музыкального опыта  нашего великого дирижера – гордости Осетии. Кстати, Гергиеву очень сильно пригодилась спортивная закалка – Валера хорошо играл в футбол и в теннис, ходили вместе не раз в походы, и в этом я нахожу его невероятную трудоспособность  и  в том, что ему несомненно, как говорится, Бог очень помогает, потому как у Валеры явные экстрасенсорные способности, которые он воплощает в музыке – я это понял, когда играл в оркестре музыкального театра оперу Д. Верди «Отелло» - дирижировал Валерий – зритель не видит, что происходит в это время с дирижером, Валера входил в такие состояния при этом, что даже сложно охарактеризовать, экзальтация скорей всего, в кульминации оперы он очень сильно бледнел и глаза становились явно не от мира сего, сохраняя при этом очень высокий стиль ведения … Кстати, оркестр за два месяца  под его управлением вырос на три головы!   Когда Валера был студентом Петербургской консерватории, руководство нашей республики, в  лице  Билара Кабалоева и министра культуры  Осетии Солтана  Ужегова, нашего лучшего  министра культуры, тогда  особо значимо помогало Валере материально – получать стипендию в общем размере в 230 рублей в месяц в 70-х годах – звучало фантастически и наш Великий Дирижер оправдал эту значимую поддержку.

 

- Что Вы играли на выпускном дипломном экзамене?

 

- Я играл очень сложную скрипичную программу – любимую пьесу Николо Паганини / Кантабиле/ виртуозную / Скерцо-тарантелла./ Г. Венявский и скрипичный концерт П. Хиндемит – очень сложный концерт – редко исполняемый, с элементами полиритмии и полимелодии.

 

- После окончания консерватории Вы работали в нашем симфоническом оркестре по распределению. Какие у Вас воспоминания о Павле Арнольдовиче Ядых?

 

-  Он очень высоко оценил мой профессиональный уровень после прослушивания моей выпускной программы. Наш прославленный дирижер Вероника Дударова лично и эмоционально поддержала мои творческие изыски в сфере национального искусства с конкретной подписью в книге музыковеда Татьяны Батаговой /ВЕРОНИКА ДУДАРОВА/ очень сильно удивила меня,  сказав мне, что иногда слушает мой осетинский диск, который помогает ей отдыхать. Мне лично повезло играть под ее руководством в Дни осетинской культуры в Москве  в 1985 году – ее высокий профессионализм просто поразил меня - наш симфонический оркестр, не привыкший к такому высокому уровню темпераментности дирижирования, долго не мог наладить качественную  игру – были сильные  ритмические сбои.  Сочетание тонкой чувствительности и волевого темперамента, выдающегося  артистизма и  Большой  Души – это наша Великая Женщина-Дирижер  - Вероника Дударова.

 

- В симфоническом оркестре Вы работали недолго. Почему ушли в «свободное плавание»?

 

- Поскольку меня всегда больше привлекала импровизация, то очень скоро  ушел в свободное плавание – несколько лет работал солистом Краснодарской филармонии, потом Абхазской филармонии – покатался по белу свету – только Крым объехал с гастролями шесть раз, освоил сцену. Принимали очень хорошо, регулярно играл на бис, иногда и по 3-4 раза, мне постоянно дарили много цветов. После выступлений они даже не помещались в номере гостиницы, приходилось самому раздаривать хорошим людям, естественно, женщинам. Зарабатывал по советским меркам очень хорошо -  500 - 600 р. в месяц.

 

- Какие из зарубежных стран запомнились больше всего?

 

- В 1995 году довольно долго жил в Голландии – самой демократичной стране в мире, где вместо заборов растут цветы. Это было как в сказке – скрипка и сумка на плече - ты в удивительно доброй и красивой стране. Там мне повезло – познакомился со спонсором диксиленда  из старинного города Гронинген.  На репетиции, после первых произведений, где надо было сразу импровизировать, музыканты мне аплодировали довольно долго – влился в коллектив сразу. Яков – спонсор диксиленда – бывший житель Одессы,  помог мне очень хорошо зарабатывать в Амстердаме,  можно было остаться там жить…  Голландия - одна из самых красивейших стран в мире! Помнится, что когда я заходил в цветочный магазин – долго не мог оттуда выйти - настолько эти магазины прекрасны. Наш диксиленд выступал на знаменитом джазовом фестивале «North Sea» в Гааге, впечатления об этом выступлении и сейчас достаточно свежи, тем более что после нас очень долго выступала группа выдающегося джазового органиста Джимми Смита – это незабываемо! Тогда я настолько напрактиковался в английском языке, что даже думал по-английски – тексты «Биттлз» со 2 класса школы помогали тоже… В 2000 году вместе с танцевальным филармоническим  коллективом «Арт» имени Альбины Баевой был на Тайване. На центральной сцене г. Тайбей моё сольное выступление было встречено на бис – играл музыку в староосетинском  стиле. До этого момента предыдущие 6 танцевальных номеров  не имели такого отклика – это не удивительно – китайцы на тонком уровне чувствуют музыкальные нюансы – в их языке есть 6 вариантов значений одного и того же слова, которое произносится с разными оттенками!    В  это время ни в одном  осетинском танцевальном  коллективе  не фигурировала скрипка – дебют  инструмента со мной на сцене был настолько убедительным, что  сейчас  во всех наших лучших танцевальных  ансамблях присутствует этот тонкой выразительности инструмент. 

 

- В свое время о Вашем путешествии  по Европе вместе с детским хоровым коллективом «Тропинка» много писали. Какие страны Вы тогда посетили с концертами?

 

 - Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Франция. Чистота кругом очень непривычная, порядок тоже, у «Электроцинка» здесь не было бы ни шанса – там, где моют асфальт мылом, – заботятся о здоровье истинно! Играл на скрипке в крупнейших соборах: акустика божественная, звуки очень мощно, но плавно скользят под сводами архитектурных шедевров. Город  Бамберг включен в список охраны ЮНЕСКО – город-музей, мы там с трудом припарковались – огромное количество туристов со всего мира, даже красочные венецианские гондолы по многочисленным каналам реки Майн – звуки моей скрипки в соборе  запечатлены в памяти! Очень повезло, что удалось поиграть на многих церковных органах -  самом мощном из всех музыкальных инструментов. Скрипач, после консерватории, обязан играть на фортепиано примерно на уровне пианиста 1-го курса музыкального училища. Звук органа  пронизывает не только сердце, но и все тело, это не передаваемое ощущение - когда духовное работает на материальном уровне! Одно из самых ярких  впечатлений поездки - Аландские острова, между Финляндией  и Швецией – райские места, было лето и солнце практически не заходило, большой паром очень плавно скользил по фарватеру, кругом такие красоты – слов не хватит - до пяти утра наслаждался необычными пейзажами! Великолепие Страсбургского собора во Франции, (кстати - /папа/  знаменитого Собора Парижской Богоматери) словами непередаваемо, там скрипка особенно памятно звучала – звуки мощно  и даже зримо скользили по стенам и нефам этого великолепного  огромного исторического дворца…

 

- Мне рассказывали, что Ким Анжелис предлагала Вам  переезд в США. Это правда?

 

- Во время гастролей на острове Тайвань,  /который  в десятке лучших стран по уровню жизни/ - познакомился с известной американской скрипачкой  Ким Анжелис, ее исполнение звучало на открытии Олимпиады в Мельбурне. Когда мы познакомились, я был в национальном костюме, да еще и с кинжалом сбоку, да еще и со скрипкой – если бы видели как с трудом она сдерживалась от смеха – это выглядело, естественно, очень комично, в этом виде, когда я ей сказал что играю джаз на скрипке – это был вообще отпад - (джаз на скрипке - очень редкий и сложный жанр в музыкальном мире), но когда я выслал в Лос-Анжелес три компакт-диска с моей музыкой и  получил также три диска от Ким – через два года она мне предлагала переезд в Америку и обладание «GREEN CARD» в течение двух месяцев, говоря при этом  - нам такие люди нужны, но я отказался по нескольким очень важным причинам в моей жизни…

Когда работал в Москве вместе с выдающимся российским музыкантом Сергеем Манукяном - композитором, вокалистом, клавишником, отличным барабанщиком, который неоднократно получал  титул «Лучший джазовый вокалист России», мы играли для таких знаменитостей как Том Джонс - (вместе с ним втроем на бис исполняли  «Дилайла» – известный хит Тома Джонса), Лайза Миннелли с ее неистощимым веселым характером очень запомнилась. Звезды итальянской эстрады меня называли то Паганини, то Тото Кутуньо - (в те времена, когда носил длинные волосы, мне часто об этом говорили). Когда я сыграл для них свою профессиональную программу, темпераментные итальянцы так громко аплодировали, что прибежала охрана – подумали - что-то случилось. Тогда мне известный итальянский певец Рикардо Фольи сказал – приезжай в Италию, у тебя совсем не будет проблем с работой!                                            

Выступали на джазовом конкурсе в Москве на Таганке в клубе известного саксофониста Игоря Бутмана, вел программу известный шоумен Дима Дибров – после первого отделения, он вышел на сцену и произнес – Это что за чудо из Владикавказа? После конкурса – квартет Манукяна – первое место – Дибров подошел к нам – там было много известных людей - море  французского шампанского и шоколада – начал меня спрашивать о творчестве и говорит мне – Что вы делаете в этом Владикавказе, я хорошо знаю импровизирующих  музыкантов - скрипачей в Москве – да у Вас же нет конкуренции здесь - приезжайте  в столицу работать – на что я молвил - Москва не мой город… После начала второй Чеченской войны пришлось уехать из Москвы, надоели служивые, регулярно проверяющие, что же там у меня в футляре, даже под дождем. 

 

- Среди Ваших друзей - участник легендарной команды «Пепел» Саша Иванов. Нет желания перебраться в Питер?

 

- Несколько лет назад попал на фестиваль блюза в Санкт-Петербурге, который проходит там 15-16 декабря, при помощи моего товарища – директора самого большого в Питере  рок-клуба  Саши Иванова – участника легендарной команды «Пепел» -  вышел на сцену со своей пятиструнной скрипкой, даже не зная тех музыкантов, с кем играл – был в хорошей форме – блюз – это импровизация – поэтому проблем не было. Когда Саша познакомил меня с устроителями фестиваля – они мне в лицо сказали – Вы были на две головы выше всех участников!  К большому сожалению, даже в Питере хорошие музыканты вынуждены подрабатывать на жизнь  различными способами.                                                                         

 

- Несмотря на то, что Вы реанимировали основное осетинское искусство -  да еще и профессионально – (планка так высоко поднята, что вряд ли услышим соперника в этом интересном  творчестве) - отношение к  основному виду искусства осетин и господдержка на этом уровне практически отсутствует. Как Вы это можете объяснить?

 

- Профессия скрипача  официально считается самой сложной в мире – и ведь это надо понимать – отношение у нас - как к филармонии… Есть даже поговорка – «Сравнил скрипку с гармошкой».  Процветают  по сути татарская гармошка и персидские барабаны – исторически  господствующие в прошедших веках наши исконно национальные  инструменты практически аннулированы  историей. Форма инструмента всегда  вторична – главное - качество звука -  нет разницы - круглая или удлиненная форма, желтая или красная – посмотрите - в Краеведческом музее висят под стеклом  скрипки  лучших осетинских хисын-фандыристов, именно на скрипках играли наши лучшие… Главное – это качество звука - все остальное вторично…  Позиции  для удержания струнного смычкового инструмента очень разнообразны во всем мире – фактически эталона здесь нет – индусы, например,  ставят инструмент  к сердцу…кто-то играет держа скрипку позади тела – шутка есть такая… Моя шутка сейчас  о том, что синяя скрипка хуже звучит чем зеленая…

 

- Профессия скрипача по праву считается самой сложной и официально признана самой тяжелой в мире среди всех профессий - солирующий скрипач.  Зарплата в 7 тысяч рублей для музыкантов нашего симфонического оркестра, вынужденного подрабатывать по понедельникам – выходные дни - в соседней республике, потому что там платят во много раз больше – это не нонсенс?

 

-  Меня удивляет факт – чем дальше от Осетии уезжаю – тем больше мои успехи, в смысле оценки уровня исполнения, что поделаешь, если даже Николай Кабоев - наш джазовый маэстро - не поддерживает скрипку, то о чем еще говорить… В  Европе профсоюз музыкантов не разрешает платить за исполнение меньше 100 евро в час, в Америке скрипач  симфонического оркестра зарабатывает 5-9 тысяч долларов в месяц, в зависимости от ранга. Концертмейстер Лос-Анджелеского симфонического оркестра получает 11,5 тысяч долларов соответственно.

 

- Ваша музыка фигурирует  в  кинофильмах, спектаклях, радио и телепередачах уже более 15 лет  -  закон об авторских правах работает во всем мире. Вы получаете дивиденды?

 

 – Я не получил не копейки за использование музыкального материала как интеллектуальной собственности! Такое вот отношение и уровень… Телеканал Россия и телеканал Германии  использовали  мою музыку в передачах о трагических событиях в Беслане. Сейчас уже близок час, когда  музыкальная фирма «Фандыр» под руководством  Тамерлана Ужегова выпустит  хисын-фандыр, который звучанием удовлетворит самого строгого профессионала – работаем сейчас в этом направлении. Недавно я даже объявил о  начале деятельности  в пользу реанимации удивительного, очень популярного у осетин инструмента – уадындз - свирель-флейта – на концертах для детей рассказываю,  как полезна для здоровья и необходима для культурного уровня  игра на этом инструменте, играю на двух видах флейт и рекламирую в позитиве - повышаю интерес подрастающего поколения к исчезающей культуре!    

 

- Недавно в сотрудничестве с поэтом-песенником – обладателем «Ордена мужества»  Валерием  Гизоевым,  Вы написали две песни. Какова их судьба?

 

-  «Мой Владикавказ» и «Ветеран войны», которые исполнил наш известный певец Эдуард  Дауров.  Первая песня заслужила диплом за лучший гимн  о  Владикавказе, вторая песня  «Ветеран войны» чудом попала в  Московский  дом  Ветеранов ВОВ, там она очень понравилась ветеранам, которые прослушали песню три раза подряд и у людей были слезы на глазах – рассказывал очевидец. Решили передать песню Иосифу Кобзону, которому она тоже понравилась,  он попросил у меня ноты этой песни, надеюсь, услышим в его пафосном исполнении, кстати, я ее сочинил за час – записывал ноты гораздо дольше…

 

- В вашем творческом багаже есть песни, которые еще не нашли своего исполнителя?

 

- Да, есть песни, которые понравились в свое время известной певице Анастасии и Ирине  Отиевой, но мне помешали тогда реализовать песенный багаж боевые действия в Чечне, автоматически остро действующие на ментальную обстановку в Москве. Внешность у меня конкретно кавказская, а это очень негативно влияет на умонастроения на не очень-то приветливых московских улицах…

 

- Существует официальный запрет на фонограммы, с большим штрафом – за обман слушателя, но этот закон, к большому сожалению, пока не работает. Как Вы думаете, почему?

 

- Наше Министерство культуры, к счастью для большого количества сценических дилетантов, не стремится к изменению существующей профанации искусства в концертной системе нашей республики. В цивилизованном мире такого уже давно не существует, да что там звуки – посмотрите, какие у нас дороги и тотальные свалки мусора везде, даже в глухом лесу.    

 

- Какие свои достижения Вы считаете наиболее значимыми?

 

- Выпустил первый в истории Осетии компакт-диск с национальной музыкой, где на профессиональном уровне прозвучала возрожденная мной традиционная смычковая музыка – основной инструмент наших легендарных предков алан - хисын-фандыр, / кстати, этот диск лежит в Национальном  Архиве - как достояние культуры Осетии/.             Выпустил первый в России джазовый электронный скрипичный альбом с разностилевой музыкой, который назван «Метаморфоза». Первый  в истории Осетии Народный артист  - скрипач. В своем пятом авторском CD-альбоме играю на 12-ти инструментах, кстати, за такие альбомы есть специальная номинация в  знаменитом американском /GRAMMY\ - приз за мультиинструментализм – если у Вас будет возможность проанализировать эту номинацию – там стабильно одни и те же лица.

Выпустил DVD-альбом, первый в истории Осетии, где немало интересных осетинских клипов. В интернете на сайте YOU TUBE можно набрать – Георгий Абаев – скрипка – можно посмотреть и послушать и традиционную и современную скрипичную музыку в импровизаторском стиле, а также две последние песни / Мой Владикавказ/ и /Ветеран войны/. «Музыкант  года  РСО-А»  2004 г. ,     «Музыкант года РСО-А»  2005 г. – по версии читателей газеты «Народы Кавказа».

 

- На какой скрипке Вы сейчас играете?

 

- Мне два раза в жизни дарили скрипку – первый раз один очень добрый и хороший человек, к сожалению, не могу назвать его публично, подарил мне настоящую пятиструнную скрипку фирмы «Ямаха» по индивидуальному заказу! В прошлом году играл у родственников на свадьбе – там был известный скрипичный мастер – главный реставратор страны из музея им.Глинки Амиран Оганезов – он поиграл на моей скрипке / я играл на скрипке нашего мастера  Эдуарда Маркаряна/ вернул мне её и сказал – негоже такому скрипачу играть на таком инструменте - и во всеуслышание объявил – «Дарю Георгию Абаеву скрипку немецкого мастера» – и выполнил своё обещание – у новой для меня скрипки оказался очень мягкий и приятный звук, спасибо огромное за такой великий для меня подарок!

 

- Васо Абаев последние два года своей жизни слушал только Ваш осетинский альбом, других записей в его квартире не нашли - об этом рассказали люди, собирающие вещи Васо для музея…

 

- Служу Осетии! Продолжаю просветительскую деятельность концертами в сфере образования под эгидой Министерства Образования – огромная благодарность  Владиславу  Тотрову  - действующему культурному человеку  в образовании на своем месте - за реальную поддержку в поднятии  и  усилении уровня культуры среди подрастающего поколения.

Беседовал Виктор БУЙВИДАС

 

 

 

Категория: Культура | Просмотров: 746 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: