В ходе праймериз перед выборами в Госдуму «Единая Россия» обновит партийные ряды за счет популярных региональных политиков и общественников
Предстоящие праймериз «Единой России» призваны сместить электоральный акцент в предвыборной кампании партии на региональных лидеров общественного мнения в противовес федеральным политикам, во многом дискредитировавшим себя неудачами в борьбе с экономическим кризисом. В условиях одномандатных выборов партии понадобится выдвигать конкурентоспособных кандидатов, обладающих поддержкой в своих регионах. Первое в истории «Единой России» федеральное предварительное голосование станет серьезной проверкой для его участников и испытанием партии на «прочность рядов»: конкуренция на праймериз может привести к внутрипартийным конфликтам и даже местным расколам элит.
В регионах России вовсю идет подготовка к главному политическому событию весны 2016 года – внутрипартийным праймериз «Единой России», которые пройдут по всей стране в единый день 22 мая. Впервые праймериз будут предшествовать выборам федерального уровня – до этого предварительное соревнование кандидатов-единороссов проводилось лишь перед региональными и местными кампаниями. Остроту будущему голосованию добавляет как никогда серьезный подход к праймериз со стороны руководства партии власти. Ещё несколько месяцев назад секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов заверил общественность, что выдвинуты от партии будут исключительно победители праймериз . Своеволия региональных политсоветов или губернаторов, в прошлые годы нередко «проталкивавших» своих кандидатов вопреки итогам предварительного голосования, федеральный центр на этот раз не допустит.
За последние несколько лет институт праймериз «Единой России» эволюционировал от формального внутреннего механизма, зачастую, никак не влияющего на дальнейший ход выборов, до важнейшей составляющей электоральной процедуры в РФ.
Курс на «всенародный» характер предварительного голосования (участие всех избирателей, а не только членов и сторонников партии власти), а также установка на обязательное выдвижение победителей превратили праймериз в полноценный «нулевой тур» выборов.
Возрастание роли праймериз провоцирует некоторые риски политической устойчивости для партии власти. Конкуренция двух или более кандидатов, имеющих финансовый ресурс и поддержку в политических кругах региона, может стать катализатором конфликта или даже раскола среди региональных элит – «войны» более крупных сил, стоящих за участниками. Предпосылками для подобного развития ситуации могут стать, например, сложности в отношениях губернатора и чиновников исполнительной власти региона с руководителями местной «Единой России».
Достаточно вспомнить конфликты в ряде регионов РФ, где губернаторы на местных выборах 2015 года предприняли попытки выдвижения собственных кандидатов вопреки итогам праймериз. Так публичный конфликт руководства «Единой России» и губернатора Самарской области Николая Меркушкина возник в контексте прошлогодних выборов в районные советы Самары. Тогда самарские единороссы пожаловались Сергею Неверову на давление со стороны губернатора. По их словам, Меркушкин дал партийцам команду заменить победивших в ходе праймериз кандидатов в советы Самары на лояльных ему людей, не участвовавших в предварительном голосовании, в том числе топ-менеджеров крупных региональных компаний и чиновников. В результате этого из финального списка кандидатов исчезло 14 победителей праймериз, а на их место встали люди Меркушкина. Конфликт достиг своего пика, когда одномандатники от «Единой России» вступили в непосредственную конкуренцию с креатурами Меркушкина в трех избирательных округах.
Схожий конфликт на выборах 2015 года наблюдался в Арзамасе Нижегородской области, где местные единороссы пожаловались Неверову на «беспредел» со стороны мэра Арзамаса Михаила Бузина. В письме, направленному ЦИК партии, партийцы заявили о желании главы города провести в представительный орган Арзамаса своих людей вопреки решению «Единой России», принятому на основании партийных праймериз.
Тогда в региональные конфликты вокруг предварительного голосования пришлось вмешаться федеральному руководству «Единой России». Обращаясь к представителям партии на местах, Сергей Неверов, в частности, подчеркивал:
Итоги предварительного голосования должны быть в полной мере отражены в списке кандидатов, выдвигаемых от партии, а вмешательство административного ресурса в этот процесс и подмена недопустимы
Существенным риском для «Единой России» является переход проигравшего праймериз ресурсного кандидата в стан оппозиции.
Ярким примером такой ситуации стали праймериз на досрочных выборах мэра Рыбинска (Ярославская область) в феврале 2016 года, спровоцировавшие серьезное противостояние областных элит.
На предварительное голосование в Рыбинске в числе прочих кандидатур выдвинулись два фаворита праймериз – член команды бывшего мэра города Юрия Ласточкина (был арестован за получение взятки; вынесен обвинительный приговор) действующий вице-мэр Рыбинска по ЖКХ Денис Добряков и депутат Ярославской областной Думы Владимир Денисов. Неожиданно для многих наблюдателей, внутрипартийное голосование превратилось в остро конкурентные выборы с привлечением команд политтехнологов, вливанием крупных финансовых ресурсов, черным пиаром, взаимными обвинениями в покупке голосов и разделением на группы поддержки кандидатов почти всех ключевых политических фигур области.
В то время как Добрякова неофициально поддержал действующий губернатор Сергей Ястребов, на сторону Денисова встал его предшественник, а ныне – член Совета Федерации Анатолий Лисицын. Следуя примеру двух губернаторов, на две команды разбились и другие региональные элитарии. Добрякова поддержала группа близких к правительству области политтехнологов во главе с заместителем председателя областной Думы Павлом Исаевым и главой гордумы Ярославля Павлом Зарубиным. В пользу кандидата на полную мощность был «запущен» административный ресурс мэрии Рыбинска. Ключевой для вице-мэра также стала поддержка градообразующего предприятия – авиамоторного завода «Сатурн» (входит в госкорпорацию «Ростехнологии» во главе с Сергеем Чемезовым), многотысячному штату которого, по всей видимости, «порекомендовали» в полном составе проголосовать за Добрякова.
Денисов так же получил впечатляющую поддержку со стороны местных политиков: в команду депутата вошел целый ряд коллег по региональному парламенту, большинство членов рыбинской гордумы. Финансовую поддержку обеспечили многие влиятельные представители малого и среднего бизнеса Рыбинска.
К борьбе на рыбинских праймериз подключились даже столь заметные на федеральном уровне фигуры как губернатор Севастополя Сергей Меняйло и председатель севастопольского парламента, триумфатор воссоединения Крыма с Россией Алексей Чалый. Меняйло, чьим заместителем по вопросам ЖКХ несколько месяцев был Денис Добряков, выступил с жесткой критикой рыбинского вице-мэра и официально разрешил использовать свое мнение о непорядочности бывшего сотрудника в ходе предварительных выборов. В ответ на это, в защиту Добрякова выступил Чалый:
Денис Валерьевич казался одним, честно говоря, из немногих людей в правительстве, кто был профессионалом своего дела и есть профессинал. Человек, который имел свое видение, как развивать тот объект наведения порядка, доставшийся ему от предыдущих управителей, которые, вы помните, закончили с раздолбанными дорогами, с кучей уголовных дел и так далее. Поэтому, мне кажется, отставка - этот шаг из области саморазрушения
Даже с учетом этих обстоятельств, внимание жителей города к праймериз превзошло самые оптимистичные оценки. На участки пришли около 40 тысяч рыбинцев, показав явку в 25%. Для сравнения, на полноценных выборах мэра Рыбинска 2009 года явка составила лишь 23%. На участках образовались огромные очереди. В разгар голосования оргкомитету партии пришлось в срочном порядке допечатывать бюллетени для голосования – уже к полудню стало очевидно, что 30 тысяч готовых бюллетеней недостаточно, чтобы дать возможность проголосовать всем желающим.
63,8% пришедших на избирательные участки рыбинцев проголосовали за кандидатуру Дениса Добрякова. Комментируя результаты праймериз, Владимир Денисов сделал заявление о многочисленных нарушениях в ходе голосования. Вскоре после этого Денисов вышел из «Единой России», объявив о выдвижении на выборы главы Рыбинска от партии «Родина» (позже избирком отказал ему в регистрации). Поступок Денисова вызвал серьезный резонанс в «Единой России». Как «морально нечистоплотный» его оценил и Сергей Неверов, отметив, что необходимо «поддерживать победителя, а не разбегаться по другим партиям».
Праймериз в Рыбинске продемонстрировали, что процедура предварительного голосования может не только сравниться по своему ресурсному и конкурентному насыщению с базовыми выборами, но и превзойти их.
Рыбинский прецедент не только «высветил» очевидные риски проведения праймериз, но и указал на то, какие плюсы партийцы могут извлечь из подобных «побочных эффектов». Помимо очевидных технологических преимуществ, которые несет «нулевой тур» выборов (обкатка инструментария и команды участников, увеличенный период предвыборной кампании, заблаговременное повышение узнаваемости кандидатов от партии власти), праймериз выявляет внутриэлитные конфликты на ранней стадии, что позволяет решить их за несколько месяцев до дня голосования, предоставив преференции недовольным игрокам.
В контексте задачи партии на качественное обновление рядов за счет регионального актива праймериз дают возможность протестировать реальный уровень поддержки своих протеже на практике и отсечь «ненадежные кадры» еще на предварительном этапе. Тем самым, шансы на кооптацию в федеральный пул партии действительно конкурентных политиков из регионов увеличиваются.
Вместе с тем, неоходимость существенных денежных вливаний в дополнительную избирательную кампанию усложняет участие в выборах-2016 электорального актива единороссов. Источник в «Единой России» рассказал «Замполит», что на фоне экономического кризиса часть будущих кандидатов-одномандатников от партии до сих пор не определились с источниками оплаты своих кампаний. Доходы множества будущих участников праймериз «завязаны» на бюджетную ренту. В условиях снижения бюджетных потоков финансирование дорогих одномандатных кампаний становится непростой задачей. При этом необходимость участвовать в конкурентных праймериз лишь усложняет ситуацию – на предварительное голосование необходимо потратить до 1/7 от общей стоимости кампании, результат же зачастую не гарантируется. Таким образом, праймериз могут стать дополнительным финансовым цензом для партийных кандидатов, заранее отсекающих от выборов недостаточно обеспеченных участников.
Несмотря на организационные и политические сложности проведения праймериз, механизм предварительного голосования в его нынешней развитой форме, несомненно, усиливает «Единую Россию», позволяет сформировать новый тренд электоральной стратегии, ставит конкурентов в позицию догоняющих, подстраивающихся к усложнившейся реальности игроков. Особенно эффективны праймериз на носящих персональный характер выборах в одномандатных округах, где важен уровень известности и популярности каждого конкретного кандидата. Поскольку результаты «Единой России» по списку в контексте нарастающих экономических трудностей, с высокой вероятностью, окажутся ниже, чем в 2011 году, именно одномандатные выборы станут механизмом формирования партией власти лояльного большинства в Госдуме.
zampolit.com
|