Вторник, 24.06.2025, 13:15
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
По Вашему мнению, цены на основные продукты, товары и услуги в целом выросли, снизились или не из
Всего ответов: 219
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июль » 17 » Кино об истинной вере осетин
11:15
Кино об истинной вере осетин

Пульс Осетии №27, июль 2014

Каждый новый фильм режиссера и продюсера Темины Туаевой становится, без преувеличения сказать, событием в нашем сообществе. А причина такого положения вещей, думается, в том, что Темина Давидовна является автором проекта, в рамках которого вот уже который год подряд создаются картины по истории Алании. Картины, не оставляющие никого равнодушным.
Вот и на сей раз представленные Теминой Туаевой два новых фильма из вышеназванного цикла зрители, среди которых было немало журналистов, посмотрели с нескрываемым интересом. Что неудивительно, ведь их вниманию была представлена колоссальная по плотности информации картина «Северные аланы», рассказывающая об экспедиции в г. Азов на раскопки древнего кургана всемирно известного путешественника Тура Хейердала (в конце жизни «самый великий норвежец ХХ века» отправился по следам главного бога скандинавской мифологии Одина — отца и вождя героев древности и, возможно, нашего соотечественника), и довольно глубокое религиоведческое киноисследование «Аланы. Новый завет».
На работе «Аланы. Новый завет» (автором идеи и концепции, а также продюсером картины является Темина Туаева, а режиссером и автором фильма — известный российский режиссер, сценарист, художник-постановщик и продюсер Алексей Пищулин) хочется остановиться подробнее. Сразу же объясню почему. Во-первых, фильм снят в преддверии 1100-летия крещения Алании. А во-вторых, сегодня нередки споры по поводу того, какое вероисповедание для осетин является истинным — собственное традиционное арийское или христианское. Причем сторонники и той, и иной точек зрения, как правило, не приходят к консенсусу.
Авторы же фильма, напротив, попытались доказать, что древние народные традиции, которые священник Савва Гаглоев назвал своеобразным ветхим заветом осетин, отнюдь не противоречат христианскому богословию, они-то как раз и стали той благодатной почвой, на которой взошли ростки нового, ибо на смену ветхому завету пришел завет новый. Точно так же, как на смену догадкам человека о природе Бога и о законах мироздания пришли знания, которые Всевышний счел нужным и своевременным открыть роду человеческому. Но христианство пускало здесь корни не в пересохшую землю духовной пустыни. Наследники арийской религиозной традиции оказались подготовленными к встрече с верой новой.
Случилось это более 1100 лет тому назад. Согласно преданию, Алания являлась страной апостольской традиции. А это означает, что ученики и спутники самого Иисуса Христа — Андрей Первозванный и Симон Кананит — дошли до Кавказа, дабы проповедовать здесь. Причем те ценности, которые принесло христианство, не были чужды предкам осетин — более того, они переплелись с обычаями и традициями народа. Христианство так же свободно вошло в жизнь Алании, как свободно вошло в те далекие времена в жизнь языческой древней Греции, менталитет которой оказался благодатной почвой для новой веры. А ведь Греция, как и Алания, имела богатейшее языческое наследие и тоже могла опасаться, что вселенское христианство растворит в себе античную красоту без остатка. Но этого не произошло. Напротив, именно христианство подняло греков на великую историческую высоту: они создали бессмертную греческую культуру — Византию. А главными союзниками Византии на Кавказе стали именно аланы. Это их земли в Прометеевых горах считались форпостом христианства.
Кстати, в поисках ответов на поставленные вопросы создатели фильма «Аланы. Новый завет» отправляются и в Грецию, и в Германию, и в российский город Владимир, где похоронена причисленная к лику святых ясыня Мария. Правда, первым делом их путь лежит в Армению. Ибо именно там можно отыс-кать ответ на вопрос, как и когда христианская проповедь коснулась аланской души. Этой информацией располагают письменные источники армянских христиан. И вот что удивительно: эпоха первых святых аланского происхождения, оказывается, отстоит по времени от земной жизни Иисуса Христа менее чем на сто лет. В древних армянских рукописях имеются сведения об аланских святых, известных как святые Сукиасанцы. Они приняли христианство от учеников святого апостола Фаддея и мученическую смерть за Христа на территории Армении еще до провозглашения новой веры официальной религией в этих краях.
Третья новелла фильма «Аланы. Новый завет», названная его авторами «Святые аланы Европы», переносит зрителя сначала в Германию, в г. Санкт-Гоар, где в VI веке проповедовал замечательный персонаж европейской священной истории — святой Гоар (с тех пор аланское имя навеки прописалось на берегах Рейна), и в г. Мюнхен, в скромный православный храм, где среди прочих священных реликвий хранятся частицы трех аланских мучеников XVII века — святых Бидзины, Шалвы и Элизбара (имена грузинские, но все трое имели бесспорное осетинское происхождение).
Из Германии зрители вновь переносятся в древнюю Элладу, на остров Патмос, тот самый, где, создавая свой Апокалипсис, общался с Богом сам Иоанн Богослов. Позднее пребывал в этих краях и великий почитатель и последователь Иоанна Богослова, христианский аскет Христодул, именуемый Патмосским. Это его источники в
грузинском монастыре Афона называют философом и аланом…
Как все пути ведут в Рим, так и создатели фильма «Аланы. Новый завет» вновь возвращают зрителя в отправную точку — в Осетию. Потому что именно здесь в первую очередь следует искать ответы на вопрос, какая вера является для осетин исконной, верой отцов. И эти ответы дают не только люди, несомненно, знающие — священнослужители, историки. Их дают и безмолвные собеседники — древние храмы, могильные камни, святилища в горах. Они повсюду несут на себе знак животворящего креста. И, думается, не нужно никаких других доказательств того, что именно крест Христов осеняет и благословляет эти горы. Памятники древней аланской христианской архитектуры и живописи вызывают восторг у повидавших виды ученых. Нузальская часовня, например, которая является не просто памятником тысячелетнему аланскому христианству, но и, согласно преданию, усыпальницей последнего царя аланов Ос-Багатара. Другой потрясающий воображение памятник христианской архитектуры — Северный Зеленчукский храм Х века, некогда бывший кафедральным собором Аланской епархии.
Да, заметит кто-то, все это было, было… Было еще и монгольское нашествие, и нашествие Тамерлана, что едва не стерли Аланию с лица земли. На целые века живущий здесь народ оставался без национальной власти и национального священства. Но, несмотря даже на это, в конце XVIII столетия иностранные и русские научные и военные экспедиции, проникая в высокогорные районы Кавказа, повсюду обнаруживают (о чудо!) руины древних христианских святынь.
Прослеживается создателями фильма и небезынтересный русский след в христианской аланской истории. Ведь на самом деле родство аланских и русских христиан имеет давнюю историю. Еще в конце ХII века аланская княжна Мария стала женой русского князя Всеволода Большое Гнездо. Светоч православия русской земли ясыня Мария не только сама была причислена к лику святых, но были также канонизированы и ее дети, внуки и правнуки. Среди потомков Марии и Всеволода 13 святых благоверных князей, прославленных всей вселенской церковью, — три святых сына, три святых внука, пять святых правнуков, два святых праправнука. А имена-то какие! Внук — Александр Невский, правнук — благоверный князь Даниил — истинный духовный отец Белокаменной.
О неоспоримой мудрости предков, принявших решение о присоединении к России, говорит игуменья Нонна (Багаева), настоятельница Богоявленского Аланского монастыря: «Красноречивый факт: к моменту присоединения к России нас было около 60 тысяч человек. Сегодня — более 800 тысяч. Остается радоваться мудрости наших предков, которые направили свои взоры в сторону России, а не в сторону, скажем, Турции».
С тех пор как Россия укрепилась на землях Северного Кавказа, рассказывается далее в фильме, осетинское христианство разделило судьбу христианства русского, пережив так же период духовного беспамятства и религиозной засухи. Увы… Но все, однако, возвращается когда-нибудь на круги своя. Свидетельством признания заслуг и священной древности аланского христианства стало возрождение в конце 2012 года самостоятельной Владикавказской аланской епархии.
В финале картины его создатели вновь возвращаются к вопросу, заданному в самом начале: если есть собственная традиция арийской древности, так, может быть, в ней спасение и гарантия национальной самобытности? «Увы, так не бывает, — звучит голос за кадром. — Напрасный труд искать в прошлом ключ к будущему. Лучше растворить прошлое в настоящем, с любовью к нему, с памятью о нем творить для своих детей достойное и справедливое завтра».
Гаснет экран, и Темина Туаева делится с собравшимися тем, что к ней часто обращается с вопросами молодежь, ведь сегодня весьма популярно неоязычество. И она старается ответить на все возникающие у молодых людей вопросы. На них, по большому счету, отвечает и фильм «Аланы. Новый завет». Фильм не только познавательный, но и очень добрый, я бы даже сказала, пронизанный верой в добро, в то, что каждый из нас в состоянии что-то в этой жизни изменить к лучшему. И еще немаловажно, что картина служит идее объединения, а не разъединения людей, что не может не восхищать. Ибо, как было верно подмечено классиком русской литературы Львом Толстым, «то, что людей объединяет, есть благо и красота, а то, что их разъединяет, суть зло и уродство».
И вот еще что. Это предвидя возможные вопросы. Диски с кинофильмами «Северные аланы» и «Аланы. Новый завет» уже поступили в продажу. В скором будущем презентация этих картин состоится в представительстве РСО-Алания в Москве. На презентацию, как сообщила журналистам Темина Туаева, будут приглашены послы и представители Московской патриархии. А осенью показы этих кинолент пройдут во Владикавказе.

Ольга РЕЗНИК

Категория: Культура | Просмотров: 670 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: