На недавно прошедшем форуме с предпринимателями президент России В. В. Путин в своем выступлении в очередной раз подчеркнул: «Хватит кошмарить малый и средний бизнес», сделав упор на то, что проверяющих так много, что бизнес задыхается. Вместе с тем был затронут вопрос и о продовольственной безопасности.
Принятый 02.01.2000 Федеральный закон № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пока никто не отменял.
Госстандартом РФ разработан ГОСТ Р 51074-97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя», в котором говорится, что «настоящий стандарт предназначен для использования при производстве, оптовой и розничной торговле, хранении и сертификации (идентификации) пищевых продуктов», и который действует по сегодняшний день.
В связи со сменой об-щественно-экономической формации и переходом России на рыночные отношения с 07.02.1992 года вступил в силу Закон «О защите прав потребителей» № 2300-1, который должен регулировать отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
С выходом Закона № 294 от 26.12.2008 проверки органами государственного контроля могут проводиться только после трех лет работы малого и среднего бизнеса. В какой стране можно встретить подобное? С экранов телевизоров и со страниц газет поступают информации о нарушении рецептур, недопустимых заменах продуктов. Что с нами происходит? В погоне за прибылью мы потеряли совесть, вступили на путь пищевого терроризма.
Общественный контроль необходим и является законным инструментом защиты потребительского рынка от противозаконных действий недобросовестных предпринимателей, реализующих опасный для здоровья и жизни граждан товар и продукты питания.
Бизнесменам и индивидуальным предпринимателям важно знать, что ФЗ № 134 и 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не распространяется на общественные организации, так как они не являются органами государственного контроля.
Полагаться потребителю на честность производителя, на то, что он приобретает товары надлежащего качества, не приходится, он загнан в угол из-за незнания своих законных прав.
Подтверждением вышеизложенного являются проверки, проведенные в районах республики.
В магазине «Продукты» (ул. Барбашова, 45 г. Владикавказа) выставлены на продажу продовольственные товары с истекшим сроком годности от двух до четырех месяцев на сумму 690 руб., кроме того — 12 наименований вина без марки акцизного сбора. Лицензия на право торговли винно-водочными изделиями не предъявлена.
В магазине «Лаба» (ул. 1-й Редант г. Владикавказа) в продаже 8 наименований различных продовольственных товаров с истекшим сроком годности от 1 мес. до 1 года, а также 4 наименований парфюмерно-косметических товаров с истекшим сроком годности от 1,5 до 6,5 года на общую сумму 15 060 руб.
В магазине «Малютка» (ул. Куйбышева, 38 г. Владикавказа) в продаже 2 наименования продовольственных товаров с истекшим сроком годности от 3 до 6 месяцев и 9 наименований парфюмерно-косметических товаров для детей с истекшим сроком годности от 1,6 до 3,6 года на сумму 2 610 руб.
Не лучше обстоят дела и в магазине «Перекресток» (ул. Ленина, 170 г. Алагира). Здесь предложено снять с реализации 18 наименований различных продовольственных товаров с истекшим сроком годности от 1 до 8 месяцев на сумму 3 820 рублей.
В магазине «Тавр» (ул. Кос-та, 221 г. Алагира) в продаже имелись продовольственные товары с истекшим сроком годности от 1 до 3 месяцев на сумму 1 080 руб.
В магазине «Пекарня» (с. Фиагдон) 3 наименования продтоваров с истекшим сроком годности от 2 до 3 месяцев на сумму 1 760 руб.
В магазине «Магия вкуса» (ул. Партизанская, 20 г. Алагира) выставлены на продажу 11 наименований продтоваров с истекшим сроком годности от 2 до 3 месяцев на сумму 1 187 руб.
В магазине «Мелкооптовый» (ул. Плиева, 45 г. Алагира) предложено снять с реализации три наименования продтоваров с истекшим сроком годности от 2 до 6 месяцев.
В магазине «Продукты» (ул. Степная, 129 г. Беслана) выявлено 7 наименований духов без аннотации на русском языке, даты изготовления, срока реализации, сертификата на сумму 7 500 руб. Предложено снять с реализации.
В магазине «Островок» (ул. Северная, 152 г. Беслана) имелись в продаже продтовары четырех наименований с истекшим сроком годности до 5 месяцев.
В магазине «Марковский» (ул. Маркова, 19 г. Беслана) в торговом зале обнаружено 10 наименований продтоваров с истекшим сроком годности от 10 дней до 1 месяца на сумму 2 369 руб.
В магазине «Продукты» (с. Хумалаг) пять наименований продтоваров с истекшим сроком годности от 5 до 10 дней.
В магазине «Продукты» (ул. Ленина, 2 г. Ардона) выставлены на продажу 10 наименований, продтоваров с истекшим сроком годности от 1 до 6 месяцев.
В оптовом магазине «Эмма» (ул. Гайтова, 111 г. Ардона) 17 наименований продтоваров с истекшим сроком годности от 1 до 6 месяцев на сумму 3 621 руб.
В магазине «Продукты» (с. Коста) в продаже 4 наименования продтоваров с истекшими сроком годности от 20 дней до 2 месяцев на сумму 1 480 руб.
В проверенных торговых предприятиях повсеместно отсутствовали правильно оформленные ценники. В соответствии со статьей 9 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан предоставить покупателю полную информацию о наименовании зарегистрировавшего его органа, номере лицензии. Каждая организация, занимающаяся торговлей на территории РФ, обязана организовать свободный доступ потребителю к интересующей его информации, которая должна быть размещена в «Уголке потребителя» (статьи 8–11 Закона). Согласно административному кодексу (ст. 14 и 15) штраф за это нарушение для организаций составляет от 10 до 30 тыс. руб., а для ИП — от 1–3 тыс. руб.
Наряду с продовольственными товарами повсеместно реализуются товары бытовой химии под видом сопутствующих товаров, разрешенных п. 38 Правил торговли с оговоркой, что торговля сопутствующими товарами не должна приводить к ухудшению качества и безопасности продтоваров и условий их продажи. К основным сопутствующим товарам относятся: жевательная резинка, сигареты и прочие товары, реализуемые в продуктовых магазинах, которые нельзя отнести ни к какой другой категории (бытовая химия и прочее).
Санитарными правилами 2.3.6.1066-01 не допускается хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых товаров. Однако маркетинговый ход теперь выше, чем Закон.
Надежда КИТУНОВА,
председатель общественной организации
по защите прав потребителей
«Союз потребителей»
|