Понедельник, 23.06.2025, 18:30
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Вы удовлетворены своим уровнем доходов (заработная плата, прибыль от бизнеса, другое)?
Всего ответов: 232
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Июнь » 4 » Крым взялся за ревизию религий
11:12
Крым взялся за ревизию религий

Законопроект о свободе совести и религиозных объединениях внесен в Госсовет

В государственный совет республики Крым внесен на рассмотрение законопроект о свободе совести и религиозных объединениях. Напомним, осенью 2014 года аналогичный проект уже был разработан главой субъекта Сергеем Аксеновым, однако по какой-то причине после внесения в госсовет был отозван. Разумеется, нынешний документ не копирует в точности задумку Аксенова, а является, скорее, более улучшенным вариантом. Авторство принадлежит руководителю комитета по культуре и вопросам охраны культурного наследия Светлане Савченко. Крымский законопроект, к слову, не является переработкой и своего рода логичным продолжением федерального закона №136 «Об оскорблении чувств верующих». Симферопольские законодатели прикасаются к совсем иным материям. Наибольший интерес представляют те статьи, где имеется описание понятий «традиционная религия» и «тоталитарная секта». В общем, если данный законопроект будет принят, то следует ожидать значительные перемены в жизни полуострова, ибо в первую очередь под запрет могут попасть религиозные организации, не имеющие отношения к верованиям, причисленным к традиционным.
Исправление ошибок прошлого
К документу прикреплена пояснительная записка, которая по сути объясняет лишь целесообразность принятия законопроекта. Несмотря на столь конкретно определенное предназначение, в записке все же нашлось место для, если так можно выразиться, романтических отступлений. Автор, которым также является упомянутая Светлана Савченко, в попытке разъяснить статистические данные по количеству и природе религиозных объединений Крыма за период вхождения полуострова в состав Украины, ссылается на недобросовестность киевских властей, занимавшихся по сути разрушением создавшихся ранее связей между госструктурами и различными конфессиями. Вообще был ликвидирован местный комитет по делам религий. Он был передан одному из отделов министерства культуры с сопутствующим сокращением рабочего штата ровно в два раза. Говорится также о повышенной частоте смены кадров в составе структур, в обязанности коих входит фиксирование количества религиозных организаций, контроль за деятельностью таковых и т.д. Все эти необдуманные шаги, полагает Савченко, привели к тому, что правительственные органы не владеют достоверной информацией о духовной жизни граждан, проживающих на территории Республики Крым. Это, по мнению составителя законопроекта, может послужить причиной определенного рода трудностей в будущем. Например, как обозначается в записке, в настоящее время в субъекте существует большое число «нетрадиционных, радикальных, эзотерических организаций, ряд модернизированных ответвлений от традиционных религий, мистические школы различных направлений», которые могут грозить национальной безопасности Крыма. Савченко приводит примеры – сначала более классические названия, которые действительно несут угрозу национальной безопасности: ваххабиты, Джамаат-Таблиг. Но потом в этом списке упоминаются более экзотические секты: Школа Тигра и Дракона, Звезда преображения. Да и секты ли это? А чтобы понять, какую именно организацию можно отнести к секте, необходимо обратиться к самому законопроекту.
Религиозный традиционализм и сектантский тоталитаризм
Первое, что может помочь в этих нелегких исканиях – определение традиционной религии. Крымские законодатели полагают, - во всяком случае, так изложены их взгляды в статье 2 нового акта, - что к таковым можно причислить те религии, которые имеют «формирующее культурное значение для исторических сообществ». Сразу же бросается в глаза туманность формулировки. Надо полагать, что раз документу суждено быть принятым или отвергнутым госсоветом Крыма, то речь идет о реалиях именно этого субъекта, следовательно, напрашивается следующий вывод – подразумеваются религии, оказавшие в свое время значительное влияние на становление современной конфессиональной ситуации. Не надо быть Ключевским, чтобы знать о том, что за последние несколько веков население Тавриды испытало на себе влияние, которое можно назвать «формирующим культурное значение», лишь Православия и Ислама суннитского толка. Сюда же можно присоединить Католическую церковь, но это будет уже большой натяжкой. Придется считаться также с буддизмом и иудаизмом.
Чуть ниже в этой же статье упоминается такие понятия как «тоталитарная секта» и «деструктивный культ», причем между словосочетаниями использован союз «или», вероятно, в данном случае подразумевающий эквивалентность. Четкого определения, что это собой представляет не дано, зато имеется признак, при помощи которого можно вычислить эти культы и секты. По мнению авторов, организации, изощряющиеся в пользовании приемов психологического воздействия на сознание граждан с целью «подавления воли человека и контролирования чувств и поведения», как раз являются тем самым злокачественным образованием на теле крымского сообщества. Придраться тут можно почти к каждому слову, приведенному здесь в кавычках. И если хорошенько подумать, то с точки зрения социологии и психологии в любой религии можно такие признаки заподозрить. Возможно, это просто лингвистические упущения, но согласитесь, в законотворчестве, этого быть не должно. А самое главное, что такие формулировки не делают понятия более точными и понятными. А без них в законе не обойтись. Многие эксперты сейчас вообще говорят о том, что Крыму совсем необязательно было создавать какой-то свой закон, когда есть закон федеральный и там все это прописано.
Меня лично больше всего заинтересовала статья 7. В ней говорится о процедуре регистрации общин. Все бы ничего, если бы не присутствие части 5, которая выглядит следующим образом: «В Республике Крым создание религиозной организации по национальному признаку в составе конфессий или религиозных течений не допускается». На первый взгляд все в порядке, ничего странного нет, однако, надо не забывать о крайне насыщенной истории Крыма и о большом количестве этносов, которые волею судьбы были так или иначе привязаны к полуострову. Ежели законопроект будет принят, то что же тогда делать, например, караимам? Не тем, что являются отщепенцами от ортодоксального иудаизма, а тем, что считаются отдельным народом. Пускай малочисленным, но все же отдельным. И принцип идентификации себя как караима непосредственно связан с религиозным учением данного этноса. Можно просто обратиться к постановлению от 2003 года, вынесенному на Всенародном съезде караимов: «Крымские караимы — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность». Получается, что регистрация караимской религиозной общины станет вещью несбыточной? Значит, такая судьба уготована и, скажем, крымчакам? И всем прочим народам, которые своей индивидуальностью обязаны историческому лингво-религиозному синтезу?
Что-то мало верится, так как караимы и крымчаки являются своего рода культурным достоянием Крыма, и скорее всего, если законопроект будет принят госсоветом, бюрократы, понимая своеобразность сих этносов и символичность их принадлежности к истории полуострова, найдут способ зарегистрировать их общины как религиозные.
В общем получается, что главная проблема тут с формулировками. Возможно, по этой причине и был в свое время отозван проект Сергея Аксенова. Следовало бы, вероятно, доработать данный документ, который в основе своей сулит серьезные выгоды верующим – в подавляющем большинстве пунктов описываются правительственные способы оказания помощи религиозным общинам. Тем не менее туманность присутствовать не должна, коли речь о тексте на бумаге, которой в будущем отведена роль регулятора взаимоотношений власти и конфессий.
Только цифры
На начало 2014 года в Крыму действовали 2 083 религиозные организации, из которых 1 409 имели статус юридического лица и 674 пользовались правом религиозной деятельности без государственной регистрации. В городе Севастополь находятся еще 137 зарегистрированных религиозных организаций. Для сравнения: в России на 150 миллионов человек населения действует 27 тысяч религиозных организаций. То есть на 10 тысяч человек в России приходится 1,8 религиозных организаций, а в Крыму — 10,4.

Фото: Руслан Шамуков/ ТАСС
Читайте далее: http://yug.svpressa.ru/society/article/123736/

Просмотров: 483 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: