Вторник, 24.06.2025, 05:50
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Чувствуете ли Вы уверенность в завтрашнем дне?
Всего ответов: 240
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Февраль » 7 » Минрегион предупреждает
08:58
Минрегион предупреждает
Согласно исследованиям, социально-экономическое состояние СКФО за последние четыре года ухудшилось

Визит министра регионального развития Игоря Слюняева на Северный Кавказ совпал по времени с публикацией Минрегионом доклада о ситуации в экономике, финансово-банковской и социальной сферах субъектов РФ за прошлый год. Если сравнивать его данные с аналогичным исследованием четырехлетней давности, на момент образования СКФО, то приходится констатировать, что значительное число показателей социально-экономического развития округа за это время заметно ухудшилось. Признаков преодоления отсталости регионов Северного Кавказа пока не так много, а тревожных свидетельств ее углубления – в избытке.

У главы Минрегиона Игоря Слюняева с Северным Кавказом давние отношения. Первый кавказский эпизод его биографии относится еще к концу девяностых годов, когда будущий министр, работавший в тот момент в Федеральной дорожной службе, занимался восстановлением дорожного хозяйства Чечни от последствий военных действий.

Нынешний визит Слюняева в СКФО, в ходе которого он уже посетил Ставропольский край, Карачаево-Черкесию, Кабардино-Балкарию, Ингушетию и Чечню, был приурочен к недавнему принятию второй федеральной целевой программы «Юг России» на 2014-2020 годы, координатором которой является Минрегион. Общая сумма финансирования по программе составит 190 млрд рублей – это сопоставимо с тем, что, по официальным данным, было потрачено на возведение объектов Олимпиады в Сочи.

Встречаясь с руководством республик СКФО, Игорь Слюняев предпочитал в основном говорить об успехах в проделанной работе. Только в Кабардино-Балкарии министр дал незавидную оценку состоянию экономики республики. Однако эта критика явно имела адресатом предыдущего главу КБР Арсена Канокова, который ушел в отставку в конце прошлого года. Но результаты годового доклада Минрегиона демонстрируют, что и в других субъектах СКФО экономическая ситуация ненамного лучше.

Минрегион публикует данные мониторинга социально-экономического развития субъектов РФ начиная с февраля 2010 года, то есть фактически с того момента, когда был создан Северо-Кавказский федеральный округ. 19 января исполнилось четыре года с момента образования СКФО, а 30 января Минрегион обнародовал самую свежую версию своего доклада о положении дел в субъектах федерации, охватывающую весь прошлый год. Результаты сравнения первого и последнего исследований, проделанного КАВПОЛИТОМ, представлены в опубликованной ниже таблице.

Прежде всего, обратим внимание на то, что в интегральном рейтинге по итогам 2013 года среди регионов-аутсайдеров оказались все до единой республики СКФО, в то время как по итогам 2009 года к ним относилась только Ингушетия, а Карачаево-Черкесия вообще входила в первую двадцатку. Самым низким из всех федеральных округов оказался и сводный индекс социально-экономического развития СКФО – 84,9 балла, причем отрыв от второго с конца Сибирского федерального округа, получившего 93,5 балла, достаточно велик. Южный округ, который в 2010 году «отцепили» от Северного Кавказа, получил интегральный показатель в 96,9 балла.

Черепаха, которой не догнать Ахиллеса

Особенно неутешительную картину исследование Минрегиона зафиксировало в сфере инвестиций. И это несмотря на то, что Северный Кавказ по итогам 2013 года в числе регионов-аутсайдеров представляют только три республики, в то время как по результатам 2009 года в последнюю двадцатку входили пять национальных субъектов.

Но этот обнадеживающий результат нивелируется по-прежнему удручающе низким объемом инвестиций. За последние четыре года их удельный объем на одного человека в России вырос более чем в полтора раза, а в Кабардино-Балкарии, например, он за это время даже сократился. И если в рейтинге 2010 года к регионам-аутсайдерам по инвестициям на душу населения относились всего две республики Северного Кавказа, то сейчас их уже пять, а разрыв с соответствующим среднероссийским показателем резко вырос. В 2009 году для той же Кабардино-Балкарии он составлял 3,2 раза, а теперь он эта цифра выросла до 5,3.

Немногим лучше ситуация и в других республиках. Интегральное значение индекса инвестиционной привлекательности СКФО также самое низкое в России – 72 балла (у второго от конца Сибирского округа – 84,9, а ЮФО вообще оказался на втором месте в стране – 115,8 балла).

Похожая картина складывается и в сфере строительства. В число аутсайдеров по объемам строительных работ на душу населения входит уже четыре региона СКФО, а разрыв с общероссийскими показателями продолжает нарастать. При этом нужно отметить, что положение дел в строительстве в высокой степени коррелирует с динамикой инвестиций. Поэтому список северокавказских республик, находящихся на последних местах по объемам инвестиций и строительных работ, фактически один и тот же.

Ухудшение инвестиционного климата на Северном Кавказе фиксирует и еще один авторитетный рейтинг российских регионов, составляемый агентством «Эксперт РА». За 2010-2013 годы почти все регионы СКФО ухудшили интегральный показатель инвестиционных рисков.

Для сравнения, Ставропольский край по этому параметру переместился с 8 места в рейтинге 2010 года на 21 место в рейтинге 2013 года, Кабардино-Балкария – с 65 на 74 место, Северная Осетия – с 66 на 77 место, Дагестан – с 73 на 79 место. Чечня и Ингушетия несколько улучшили свои показатели, но все равно остаются в зоне «экстремального риска». Существенное снижение рисков произошло только в одном регионе – Карачаево-Черкесии, которая за 4 года поднялась в рейтинге «Эксперт РА» с 81 на 72 позицию.

Чуда не случилось

О слабых достижениях в области привлечения инвестиций говорит и индекс развития реального сектора. В 2010 году три региона Северного Кавказа находились по этому параметру в числе лидеров, а по итогам 2013 года сразу четыре республики СКФО оказались в числе аутсайдеров. По показателю объема отгруженной продукции на душу населения все шесть кавказских республик обосновались в последней десятке российских регионов, несмотря на то, что две из них – Дагестан и Северная Осетия – в 2013 году продемонстрировали самые высокие в России темпы промышленного роста. Совокупный индекс развития реального сектора у СКФО также самый низкий в России.   

Одна из основных причин плачевного состояния экономики и инвестиций – сохранение высокой зависимости округа от федерального финансирования, что делает северокавказские регионы исключительно уязвимыми перед внешними факторами. Это хорошо иллюстрирует приведенный в докладе Минрегиона сводный индекс бюджетной системы субъектов РФ. В исследовании четырехлетней давности пять республик Северного Кавказа входили в первую двадцатку бюджетных «отличников». Теперь же три республики входят в число «двоечников», а среди лидеров регионы СКФО вообще не представлены. Похоже, что нарастающую разбалансировку бюджетной системы российских регионов Северный Кавказ почувствовал чуть ли не первым.

Если посмотреть на исследование инвестиционной привлекательности регионов «Эксперт РА», то там республики Северного Кавказа традиционно занимают последние места в России по финансовым рискам – без каких-либо тенденций к улучшению, а ухудшаться им и так уже некуда.    

Заметно ухудшился в новом докладе Минрегиона и рейтинг Северного Кавказа в сфере доходов и занятости населения. В 2010 году в сводном индексе доходов и занятости, по версии Минрегиона, в число аутсайдеров на Северном Кавказе входила только одна Чечня, а теперь в последней двадцатке оказались сразу четыре республики. При этом ситуация с доходами и занятостью за последние четыре года развивалась в разных направлениях. Если безработица в двух самых проблемных регионах СКФО – Чечне и Дагестане – за это время заметно снизилась, то отношение средней зарплаты к набору основных товаров и услуг для ряда регионов остается существенно ниже среднероссийского.  

Понятно, что различные рейтинги никогда не дают стопроцентно истинную картину действительности. Тем не менее данные исследований Минрегиона и «Эксперт РА» позволяют говорить о том, что ставка на ускоренное привлечение на Северный Кавказ инвестиций, сделанная при образовании СКФО, пока не сыграла. А значит, стоит вспомнить прогнозы, которые четыре года назад давали пессимисты: образование СКФО приведет не к ускоренному решению проблем региона, а к их дальнейшему обострению.

http://kavpolit.com


Категория: Экономика | Просмотров: 937 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: