Культура [215] |
Спорт [180] |
Политика [1032] |
Происшествия [23] |
Преступность [150] |
Разное [202] |
Образование [84] |
Общество [1144] |
Экономика [367] |
- 000 Декабрь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Февраль
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Июнь
- 2014 Июль
- 2014 Август
- 2014 Сентябрь
- 2014 Октябрь
- 2014 Ноябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Январь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Июнь
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Ноябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
11:49 Морские летчики на защите Родины! | |
![]() Для моего отца Георгия Николаевича Кибизова война началась в 1939 году, когда он стал участником боевых действий в кампании с белофиннами, за что был награжден своим первым орденом — Красного Знамени. Вся жизнь его была связана с Красной Армией.
![]() Родился Г. Н. Кибизов в 1912 году в маленьком высокогорном ауле Дунта в многодетной крестьянской семье. Огромная тяга к знаниям и страстное желание летать заставили 15-летнего подростка покинуть дом и поступить на рабфак сначала в Новочеркасске, затем в Москве, а позже — в Ленинградское высшее морское училище им. М. В. Фрунзе. В 1936 году по приказу К. Е. Ворошилова 100 лучших выпускников училища были направлены в высшее авиационное училище г. Ейска. В 1937 году Георгий окончил училище и служил в Крыму в Сарабузской авиачасти, а в 1939 году был направлен в Ленинградскую область, ст. Котлы, откуда и был мобилизован на войну с белофиннами. В 1940 году Г. Кибизов поступил в военно-политическую академию им. В. И. Ленина. Оттуда ушел на фронт, и с тех пор его жизнь неразрывно связана с морской авиацией, а точнее с 47-м штурмовым авиационным полком (ШАП) 11-й штурмовой авиационной Новороссийской дважды Краснознаменной дивизии.
Отец был очень скромным человеком. Он не любил говорить о своих ратных делах, но всегда охотно и с большим уважением рассказывал о боевых друзьях, однополчанах. Ему очень хотелось увековечить память о них в своих воспоминаниях, и он задумал написать книгу о своих боевых товарищах. Но, к сожалению, безвременный уход из жизни не позволил ему закончить работу над воспоминаниями о подвигах дорогих его сердцу друзей — летчиках 8-го гвардейского и 47-го гвардейского штурмовых авиаполков 11-й штурмовой авиационной Новороссийской дважды Краснознаменной дивизии. Незавершенные рукописи хранят его многочисленные воспоминания о днях и годах войны, проведенных плечом к плечу с поистине героическими людьми. Я хочу познакомить читателей с некоторыми выдержками из его неоконченной повести. Может быть, кто-нибудь из родных и знакомых этих героев прочтет эти строки. И воспоминания о них будут той незначительной долей внимания и незабвенной памяти, которую мы всегда будем хранить в своих сердцах.Во второй половине октября 1941 года фашистские орды развернули наступление на Крым и к середине ноября захватили почти весь полуостров за исключением Севастополя, героическая оборона которого продолжалась свыше 8 месяцев. Морская авиация действовала под руководством командующего ВВС ЧФ (Военно-воздушные силы Черноморского флота) генерал-майора Острякова Николая Алексеевича. Я знал его еще до войны, в 37–39 гг., как командира бригады, участника испанских событий. Николай Алексеевич отправлял меня из Сарабуза на Балтику в середине ноября 1939 года. Помню, он сказал мне тогда: «Будьте достойным сыном своего народа. Я уверен, что вы оправдаете то высокое доверие, которое мы вам оказываем». В 1937 году трудящиеся Северной Осетии избрали Н. А. Острякова своим депутатом в Верховный Совет СССР. И это обстоятельство усиливало мои симпатии и чувство уважения к этому человеку большого душевного обаяния, редкого командирского таланта и храбрости. Он был одним из самых блестящих представителей советской авиации. Героем неба называли мы его. Всех летчиков воодушевляла ярость атак генерала, его ненависть к врагу, сочетавшаяся с высоким летным мастерством. Почти ежедневно Остряков летал, презирая смерть, по большому кругу над городом, чтобы лично осмотреть оборонительные позиции. 24 апреля 1942 года Николай Алексеевич погиб во время массированного налета фашистской авиации. Ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Очень хорошо отец помнил не только летчиков, но и техников, ремонтников и других специалистов, без самоотверженного труда которых невозможно представить жизнь аэродрома: старший техник Завгородний, авиатехник Васин, техник Шаварш Погосян, ремонтник Петр Журавлев и многие другие. Они совершали свой подвиг на земле ежедневно. Дважды был удостоен правительственных наград Ш. Погосян при спасении материальных ценностей. Во время интенсивной бомбардировки загорелся капонир, в котором стоял Ил-2. Шаварш не растерялся, быстро вскочил в самолет, запустил мотор и вырулил из горящего капонира. Военное и политическое значение Севастопольской обороны в Отечественной войне советского народа огромно. Сковывая большое количество немецко-румынских войск, защитники города спутали и расстроили планы немецкого командования. Железная стойкость севастопольцев явилась одной из важнейших причин, сорвавших пресловутое «весеннее наступление» немцев. Гитлеровцы проиграли во времени, в темпах, понесли огромные потери людьми. «После героической обороны Севастополя, — пишет отец, — наш 18-й штурмовой авиационный полк приказом наркома Военно-Морского флота был преобразован в 8-й гвардейский штурмовой авиационный полк. Более 90 процентов личного состава были награждены орденами и медалями, а летчикам Тургеневу, Ефимову и Лобанову (посмертно) присвоено звание Героя Советского Союза».
Под шквальным огнем зениток Ежедневно летчики-гвардейцы приумножали свою боевую славу. В течение только 15 сентября 1943 года летчики-штурмовики полка уничтожили более 400 фашистов, 25 автомашин, две артиллерийские батареи два миномета и подбили три танка. На самолете младшего лейтенанта Бабенко в воздухе вражеским снарядом отбило одно колесо, был поврежден стабилизатор, изрешечены плоскости, но он не растерялся, привел свой «ил» домой и благополучно посадил его на одно колесо. Старший сержант Головня, узнав о том, что его самолет возвратился из боя с серьезными повреждениями, ушел из санчасти с высокой температурой, чтобы быстрее ввести машину в строй. Прямым попаданием зенитного снаряда у самолета комсомольца Попова были отбиты элерон левой плоскости и левая сторона стабилизатора. И, хотя самолет стал трудноуправляемым, летчик невероятным усилием, описывая в воздухе дуги, дотянул до аэродрома и умело посадил машину на изрытое воронками поле. И таких эпизодов не перечесть!
Утром 16 сентября 1943 года порт и город Новороссийск были освобождены от немецко-фашистских захватчиков. В ознаменование одержанной победы многим частям и соединениям армии и флота, особо отличившимся в боях, были присвоены наименования Новороссийских. С этого времени и наша дивизия стала именоваться 11-й Новороссийской штурмовой авиационной дивизией. Гвардейцы полка, как и другие воины армии и флота, показали в этих боях исключительное мужество, отвагу, воинское мастерство и боевую выдержку. В своих воспоминаниях отец приводит слова нашего земляка Сослана Константиновича Худиева, бывшего командира отдельного батальона автоматчиков, участвовавшего в боях за Новороссийск вместе с моряками-десантниками в феврале 1943 года, о смелости и геройстве которого знали в соседних частях и соединениях: «Мы, десантники, никогда не забудем, с каким мужеством и героизмом боролись летчики-черноморцы против немецко-фашистских оккупантов, поддерживая нас. В начале февраля 1943 г. наш батальон вместе с морским десантом высадился в районе рыбзавода. Враг вел кинжальный ружейно-пулеметный и артиллерийский огонь. Он буквально косил нас, но боевую задачу предстояло выполнить во что бы то ни стало. Из 700 участников в боях за Малую землю осталось в строю примерно 250–270 человек. Два дня мы удерживали плацдарм для высадки остальных частей бригады. Тогда я и оценил ту огромную помощь, которую оказывала нам черноморская авиация. Штурмовики и истребители сражались исключительно храбро, уничтожая огневые точки, артиллерию, танки и живую силу врага». Мара Георгиевна КИБИЗОВА Люди! (Пульс Осетии №11, март 2015) | |
|
Всего комментариев: 0 | |