История не бывает «вкусной», только «красивой». Она не бывает и «сухой». Над историей нельзя смеяться, нельзя ее извращать и тем более делать над ней упражнения: «сегодня события истории объясняются так, а завтра по-другому…» Такое отношение к истории извращает ее суть, делает бессмысленной оценки тех или других событий истории.
История имеет свои закономерности и «болезни», но их надо уметь объяснять. Это значит, что над историей надо размышлять, но не только по-старинке, а по-современному, с учетом накопленного опыта, знаний, реально существующих проблем. О своем отечественном варианте исторического развития надо много думать и думать системно. Не сочинять небылицы, а реально обобщать историческую правду жизни. Сущностное значение природно-общественно-исторических отношений в своей стране в определяющей степени позволяет углубляться в понимании истории как человеческого развития, на что подлинные интеллигенты всегда обращали и обращают внимание. У этой категории людей, научно обобщающих историю, чрезвычайно ответственная и высокозначимая роль. Высокая образованность, высокая научная подготовленность и плюс к этому особо обозначенные качества интеллигентности (духовность, нравственность, моральные устои), личности человека, редкие качества настоящего историка.
Разумеется, надо много знать о том, как исторические события зарождались и зарождаются снизу, а не только то, как они задаются сверху, т. е. людьми во власти. Одновременно следует полномасштабно учитывать, что история не может быть простым рассказом о событиях. В истории всегда есть диалектика, логика, закономерности. Их надо знать и учитывать в системных оценках событий.
Крупные исторические события и потрясения вырастают из соответствующих причин, но их объяснения порой бывают ограниченными, неубедительными. Это, как правило, порождает кривотолки, передергивание событий, даже их извращения по смыслу и содержанию, что мы наблюдаем часто. Например, мы, в том числе историки, не объяснили пока ту историческую разруху, которую переживаем (развал СССР). Нет глубокого понимания того, что произошло. Это опасно, вредно и неприемлемо. Почему народ остается немобилизованным на сохранение и восстановление всего лучшего, что было наработано в СССР (например, в образовании, науке, здравоохранении)? Нет объяснений олигархизма: сущности, форм, типов, исторических корней возникновения, в том числе и в регионах страны (проблематика локальной олигархии и ее последствий).
Историческая правда состоит в том, что общественный строй, если он не отвечает чаяниям народа, и не является таковым. Это реальная проблематика исторической правды, и ее надо видеть, анализировать. В данном контексте укажем, что до сих пор нет полного осознания критичности нынешней исторической ситуации в России (я имею в виду историческое осознание происходящих отрицательных процессов в жизни общества).
Материалы СМИ и Интернета, и не только они, очень опасны для написания современной истории, истолкования ее сложных проблем. На мой взгляд, архивные материалы имеют предпочтение для анализа и оценки исторических событий, а их научное использование может быть ограничителем исторических вымыслов, искажений и извращений событий. Нельзя «ломать» историю через выдуманные образы героев и не героев, предателей и тем самым поддерживать прямое издевательство над личностями разного толка и масштабов. Едва ли оправдана трактовка исторических процессов и событий с точностью до наоборот. Мало, недостаточно в исторической науке отражается, что главное в общественной природе событий, т. е. в прогрессе — очеловечивание жизни, истории развития и самой истории. Часто не учитывается, что материальность прогресса — лишь факторная основа развития человека и его же результат. Прогресс в государственности тоже воплощается не в установлении власти одной личности или группы личностей.
Личности — самостоятельные люди, но они не самостоятельны от истории, ее развития. Вместе с ними, как правило, развивается история людей в целом. История и историзм взаимосвязаны, взаимодействуют, но не являются синонимами. История многое отвергает в ходе своего развития. Историческое забвение реально. Историзм предполагает учет и сохранение исторической памяти в логике истории. История народна, это то, что сохраняется народами. История — борьба общественных и индивидуальных сил (клубок сил противоречивых, человеческая борьба в преобразовательной практике).
Частное существование отдельного человека — факт, и это объяснимо исторически, но человек — часть общества в любом итоге. Участие человека в исторической жизни может быть разнообразное, и этого не миновать. Безучастен в истории только тот, кто задолго и непосредственно умирает, уходит из жизни, а она продолжается.
В сегодняшней России много проблем в познании исторических событий и истории. Люди по-разному реагируют на происходящее: оценивают недостатки экономического и социального развития, проявляют недовольство осуществляемой государством политикой, крайне противоречиво воспринимаются вопросы функционирования власти в стране и ее регионах. Личностное восприятие повседневных жизненных событий имеет чрезвычайно высокий диапазон различий. Либерализационные процессы, происходящие в стране, большинством людей не понимаются и не воспринимаются, а умеренный оптимизм людей имеет место, но не становится базовой, объединяющей основой формирующихся в обществе отношений. Президент Российской Федерации В. В. Путин вынужден акцентировать внимание на необходимости проведения «умной и сердечной политики».
Безусловно, есть необходимость проведения политики (имеем в виду со стороны государственной власти), способствующей преодолению в сознании людей исторической необходимости войн. Объективной необходимости войн нет, но есть она в сохранении мира. Мир нужен всем нормальным людям, стремящимся к созидательной жизни. Победы в войнах приносят радость, чувство справедливости и гордости, если ты защищаешь свою Родину, своих родных и близких людей. Неминуемо, что в крупных воинских победах проявляется интернациональность исполненного долга. Готовность к победе в войне абсолютно не означает желание или стремление к ней. Это упрощенческий подход к пониманию сути войн, и он, как правило, приводит к трагедиям, к огромным потерям людей. Надо уметь проводить мирную политику, а не воинственную. С военной точки зрения можно разрабатывать и признавать определенные правила ведения войн, но с точки зрения общечеловеческой жизни можно их (войны) только проклинать. Переконструирование представлений в войнах никогда и ничего хорошего не даст, хотя это доставляет удовольствие многим современным нацистам, в том числе орудующим в разных странах. Едва ли можно что-то серьезно оправдать из того, что происходит в войнах. Это все — историческая правда жизни, как бы ее кто ни интерпретировал.
Нох ТОКАЕВ,
доктор экономических наук,
профессор
|