Понедельник, 23.06.2025, 10:26
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Какая из следующих мер могла бы, на Ваш взгляд, лучше других справиться с ростом цен?
Всего ответов: 205
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июль » 8 » О египетских невольниках-мамлюках
11:22
О египетских невольниках-мамлюках

Жорж Гасинов, народный художник РСО-А 

(Пульс Осетии, №26 июль 2014)
С IX века восточные правители стали набирать в свои армии специально обученных рабов,  захваченных в плен, как правило, еще детьми. Таких солдат стали называть мамлюками, что в переводе с арабского означает «невольники». Среди мамлюков было немало грузин, черкесов, половцев-кипчаков, обращенных в ислам. Рабы-чужеземцы казались правителям более надежными и покорными солдатами в сравнении с местными воинами, которые зачастую были тесно связаны с племенной знатью.
Во время работы и общения с режиссерами и киноактерами в советское (да и в настоящее) время часто возникали разговоры о мамлюках: их жизни, трагических судьбах. Вспомните фильм грузинских кинематографистов «Мамлюк». А в середине 80-х годов XX столетия казахи с египтянами (ст. «Эль-Аламия«) сняли худфильм «Султан Бейбарс» (режиссер — Булат Мансуров). Одни Бейбарса называют кумыком, другие — казахом и т. д. После него в Египте правила и династия черкеса Баркука. Размышляя о мамлюках, думал: «Не может быть, чтобы сарматы-аланы-осетины в этой египетской армии не служили!» В нашей осетинской научно-исторической литературе, увы, не встретишь об этом ни одного слова. А стоило бы…
А вот о Захире Рукиудине Бейбарсе пишут следующее: «Его в 6-летнем возрасте монголы угнали в плен. Затем он попал невольником на византийскую галеру, но благодаря своей выносливости, храбрости, мудрости стал могущественным султаном мусульманского мира. А когда в 1260 году монгольские войска, доселе не знавшие поражения, вместе с крестоносцами двинулись на мусульманские города, угрожая всему исламскому миру, они были разбиты в пух и прах войсками мамлюка Бейбарса.
В 1270 году султан Бейбарс нанес крестоносцам жестокий удар, они понесли невосполнимые потери. Со временем Бейбарс и другие военачальники мамлюков превратились в крупных феодалов и полководцев. Исключение не составили и аланы-осетины — среди спасителей арабской цивилизации оставили достойный след и они. Но об этом скажем чуть позже…
Когда невольники подрастали, становились воинами, они давали клятву служить феодалам, становились военачальниками, командовали мамлюкскими войсками. Но мамлюкские идеи разоряли египетский народ: мамлюков надо было содержать как армию, поэтому простой народ не любил их и даже проклинал.
Проданных невольников собирали на острове мамлюков. На руку им надевали медные браслеты — знак султана Селиха. Это был ритуал посвящения в мамлюки. Когда они становились взрослыми, им привозили на остров девушек, тоже невольниц, из разных мест, даже из Византии. Девушки еще и танцевали и развлекали эмиров и султана в их дворцах, становились их женами-соправительницами.
Мальчиков учили сражаться в боевых условиях — на стенах крепостей и длинных лестницах на высоте, на бревнах, которые были укреплены на столбах в форме растянутой буквы П на высоте 5–8 метров от земли. Учили их биться на копьях, владеть саблей, метать в противника ножи и кинжалы.
Готовых воинов-мамлюков делили на десятки, сотни и тысячи бойцов, здесь начинался их путь в военачальники, эмиры, султаны.
Черкесов, грузин, осетин и других кавказцев там называли «башенными воинами». Они, кавказцы, забыв свои языки, хорошо помнили родные песенно-танцевальные мелодии, которые слышали еще в детстве. И порой распевали их, но без слов — в основном грустные, печальные. Бывало, во сне звали своих родителей на родном языке: нана, гыцци, деда, баба, дяна…
Обращенные в ислам рабы-чужеземцы казались правителям более надежными и покорными солдатами, однако случилось так, что мамлюки надолго стали хозяевами обширной территории. В 1250 году они свергли египетскую ветвь династии Айюбидов и захватили власть в Египте. Совершив немало удачных походов, они распространили свое влияние на Палестину и Сирию. За время почти трехвекового правления бывшие невольники основали две новые династии и одержали выдающиеся победы над монголами, крестоносцами, французами и турками.
В 1260 году монгольские войска с крестоносцами двинулись на мусульманские города, угрожая всему исламскому миру. Но доселе не знавшие поражения монголы были разбиты в пух и прах войсками мамлюков. Мамлюки затем на Ближнем Востоке освободили от крестоносцев области, города Назарет, Яффу, Арсуф. 15 июля 1270 года Людовик IX двинулся с крестоносцами и напал на Тунис. Мамлюковские войска под командованием султана Захир Бейбарса (а в войске было много кавказцев) нанесли по крестоносцам жестокий удар. Последние понесли невосполнимые потери. Оставшаяся верхушка позорно бежала в Европу, но утонула в результате кораблекрушения.
После Бейбарса по прозвищу Абуль-Футух, что значит «отец победы», в Египте к власти пришел половецкий раб Калаун. Его династия правила 103 года.
В детстве я часто слышал от старших, что от Осетии-Алании и гордых сыновей гор и степей судьба отвернулась после погромов Джебе и Субедея, Хромого Тимура, хотя есть сведения и о том, что аланы-осетины едва не захватили в плен завоевателя на Северном Кавказе. Хромой спасся бегством, потеряв множество людей, как в свое время персидский царь Дарий, удиравший от скифов. Хорошо помню, как старшие нас проклинали за шалости и непослушания: «Гандзайы амæттаг фæу». И действительно, в Осетии в XV–XIX веках часто пропадали малолетние дети. Говорили, что их продавали в Гяндже и Керчи. А во времена нашествий — тем более. Конечно, эти дети становились и мамлюками, погибали за чужие интересы, проклиная свою тяжкую судьбу…
Нам удалось узнать имена 9 эмиров Египта, которые в детстве попали в число мамлюков из алано-осетинских семей. Благодаря мудрости, мужеству, таланту они стали полководцами египетской мамлюкской армии. Это эмир Амран ибн ал-Аса (630–640 гг.), Фахраддин Иас (1171–1193 гг.), Аладдин Акбуга Ас (1382–1399 гг.), Насираддин Мухаммад (1382–1399 гг.), Иашбек (1465-1500 гг.), Арзамак Нашиф (1465–1517 гг.) и его брат Инал, эмир Хушдаш Алан-Бей, Ибн Иасал-Ханафи (1460–1500 гг.), историк-хроникер.
Эмир Хушдаш Алан-Бей командовал тысячей всадников в составе мамлюкской армии, число которой составляло 10 300 сабель. Он сражался с двухтысячной армией османов султана Селима под командованием Синан-паши.
Полководец Алан-Бей погиб в столкновении с турками в первых числах апреля 1517 года у пирамид Гизы в возрасте 40 лет. Но в том году мамлюков разгромили турки-османы в битве у стен Каира. После поражения мамлюки выплачивали дань, оставив за собой обширные земли в Египте и сохранив значительную политическую самостоятельность. В 1468–1496 годах осетин Иашбек был наиболее авторитетным эмиром. Султан Кантобай дважды поручал ему командовать армией в решающих сражениях с османами в Малой Азии. Дважды он приносил победу и пригонял в Каир многочисленные толпы пленных турок и янычар.
Султан Кантобай в честь победы над османскими армиями приказал соорудить в центре Каира мечеть имени Иашбека, которая сохранилась до наших дней. До конца своей жизни Иашбек был всеми уважаемым человеком. Умер в 1500 г. в Каире, там и похоронен.
В 4-м томе Ибн Тагри Бирди упоминается еще один асско-осетинский эмир — Инал ас-Сослани (наверное, его отца звали Сослан. — Ж. Г.), командующий египетской армией в первой османо-мамлюкской войне. Возможно, он был братом Арзамака (Урузмага) Нашифа.

Категория: Разное | Просмотров: 781 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: