Маргарита Кулова,
депутат Парламента РСО-А от фракции «Патриоты России»
Есть такой анекдот о трех
заветных письмах для успешного руководства. Приходит
новый руково-дитель во властные структуры и просит совета у бывшего руководителя, что делать в случае появления сложных проблем. Главное, говорят ему, следовать правилу трех: встретил первую большую проблему — открываешь первое письмо, вторую проблему — второе письмо, третью — третье письмо. Новый руководитель так и сделал. В первом письме был совет «вали все беды на предшественника», во втором — «обещай, обещай», а в третьем — «готовь три письма».
Как известно, анекдот в контексте понятия смеховой культуры, предложенной русским философом М. М. Бахтиным, откликается на болевые проблемы общества и отражает критическое восприятие людьми окружающих их реалий. Смена Главы Северной Осетии и Правительства республики теоретически дает шанс на рост уровня доверия населения к власти в результате проведения адекватной социально-экономической политики. Оценку в формате так называемого промежуточного финиша — 100 дней пребывания на посту Главы Северной Осетии Т. Агузарова — будет уместным делать, вероятно, отсчитывая срок с 13 сентября. Пока можно высказать некоторые предложения по совершенствованию работы Парламента РСО-Алания. Бесспорно, что необходимым условием эффективной работы исполнительной власти республики является эффективная деятельность Парламента РСО-Алания.
Оценка эффективности деятельности парламента как института предполагает оценку выполнения трех ключевых функций: представительной, законодательной и контрольной.
Один из основных подходов в исследовании эффективности законов заключается в сравнении целей и результатов принятого Парламентом закона. В этом отношении было бы разумным, если бы одновременно с разработкой новой Стратегии социально-экономического развития республики шла разработка концепции Стратегии развития законодательства, содержащей необходимый перечень соответствующих законодательных инициатив на региональном и федеральном уровнях. Нужен мониторинг действующих законов, оценка фактического воздействия нормативно-правовых актов. На примере продавленного Минфином РСО-Алания Закона о налоге на имущество по кадастровой стоимости, не подвергнутого нормальной процедуре оценки регулирующего воздействия, наглядно видно, к чему приводит нарушение предусмотренных законом процедур.
Эффективное осуществление представительских функций парламентом зависит от уровня взаимодействия с избирателями и информационной открытости. В рейтинге информационной открытости российских регионов Северная Осетия занимает 61-е место, опережая другие субъекты СКФО, за исключением Ставропольского края. Результат неплохой, но есть к чему стремиться. Что касается диалога с избирателями, лучший инструмент оценки качества диалога — это честные выборы. Будущее покажет, какая из фракций лучше исполняет представительские функции.
Недавнее заседание Парламента РСО-Алания, на котором рассматривался отчет об исполнении республиканского бюджета за I полугодие 2015 года, заслуживает оценок не только с точки зрения реализации контрольной функции качества управления региональными финансами, но и в контексте сложившейся в Северной Осетии практики обезличивания ответственности за серьезные управленческие ошибки. Ни прошлое правительство, ни действующие депутаты персонально не несут ответственности за ранее принятые изменения в бюджет в связи с ростом виртуальных алкогольных акцизов. Давайте менять ситуацию, давайте выстраивать систему объективных, понятных гражданам оценок эффективности деятельности должностных лиц и их персональной ответственности за провальные управленческие решения. Формально такие показатели оценки эффективности исполнительной власти и глав субъектов существуют, но уж очень они расходятся с оценками людей. Слово «ответственность» должно стать ключевым для всех властных структур, а правило соответствия делегируемых полномочий делегируемой ответственности — безусловным.
|