Среда, 25.06.2025, 04:25
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Как Вы считаете, Северная Осетия опережает по благополучию населения и своего развития соседние р
Всего ответов: 338
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Ноябрь » 18 » Об экологическом состоянии поверхностных водных объектов на территории РСО-Алания
13:14
Об экологическом состоянии поверхностных водных объектов на территории РСО-Алания

Содоклад Председателя Комитета Парламента Республики Северная Осетия-Алания по аграрной и земельной политике, экологии и природным ресурсам В. Х. Темираева к заседанию Парламента Республики Северная Осетия-Алания 30 октября 2014 года

Уважаемые коллеги!

Как отметил докладчик, экологическое состояние поверхностных вод Республики Северная Осетия-Алания вызывает серьезную озабоченность. Несмотря на принимаемые меры органами государственной власти, природоохранных структур, действующих на территории республики, значительного изменения в направлении улучшения с поверхностными водными объектами не наблюдается.
Контролирующие органы одни не в состоянии устранить существующие проблемы. В этой связи необходимы усилия соответствующих министерств и ведомств республики, а также органов местного самоуправления и общественных организаций, всего населения, от позиции которых во многом зависит наведение соответствующего порядка в обсуждаемой сфере.
Основными загрязнителями водных объектов Республики Северная Осетия-Алания являются промышленные и спиртопроизводящие предприятия, предприятия водопроводно-канализационных хозяйств, а также бойни и автомойки.
Помимо этого, большинство населенных пунктов республики напрямую без очистки сбрасывают свои хозяйственно-бытовые стоки в открытые водоемы и коллекторы коммунального бытового хозяйства. Нагрузка на физически и морально устаревшее водное канализационное оборудование в сетях не удовлетворяет установленным санитарно- эпидемиологическим и экологическим требованиям, что приводит к опасному загрязнению объектов водной системы республики.
Продолжают осуществлять сброс загрязняющих веществ и сточных вод в Собачью балку такие предприятия, как: ОАО «Победит», ОАО «Кристалл», ОАО «Иристонстекло», ОАО «Электроцинк» и другие.
Хотя на заводе «Электроцинк» недавно завершена реконструкция системы охлаждения электролита (градирни), что несколько снизило забор технической воды из реки Терек и сброс загрязняющих веществ, но качество воды все равно не соответствует существующим нормативам.
Мониторинг водных объектов показывает, что химический состав бассейнов основных рек республики весьма изменчив и напрямую зависит от сбросов сточных вод коммунальных, промышленных и перерабатывающих предприятий, спиртопроизводящей отрасли, а также поверхностных смывов и ливневых стоков. Качество вод характеризуется широким интервалом от категории «умеренно загрязненная» до категории «загрязненная». Активными загрязнителями водных объектов остаются органические и биогенные вещества, тяжелые металлы и неф-тепродукты.
Экологическое состояние поверхностных вод в 2014 году по сравнению с 2013 годом практически не изменилось и характеризуется от 3-го класса чистоты — «умеренно загрязненная» (реки Урух, Гизельдон, Сунжа, Лескен) до 5-го класса чистоты — «грязная» (некоторые створы реки Терек, Камбилеевка и устье реки Дур-Дур), и некоторые улучшения или ухудшения объясняются лишь изменением стока в реках и деятельностью предприятий.
Негативным фактором, влияющим на качество воды, являются несанкционированные сбросы в водные объекты спиртопроизводящих предприятий.
По данным Управления по лицензированию и осуществлению лицензионного контроля розничной продажи алкогольной продукции Республики Северная Осетия-Алания, на сегодняшний день из 19 предприятий только 7 имеют лицензию на производство этилового спирта и алкогольной продукции, у 11 предприятий (ООО «Миранда», ООО «ДДД», ООО «Ариана-С» и т. д.) установлено оборудование по переработке барды, у 8 предприятий (ЗАО «Возрождение», ООО «Вегас», ЗАО «Союз +», ООО СК «Пшеничный», ООО «Алмаз» и т. д.) такое оборудование отсутствует. Согласно Федеральному закону от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и приказам Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от декабря 2012 года № 364 и № 365 запрещается деятельность спиртопроизводящих предприятий без наличия оборудования для полной переработки и (или) утилизации барды на очистных сооружениях.
Однако этот порядок не всегда соблюдается и теми предприятиями, у которых установлено это оборудование. Основная причина — большие энергозатраты, которые не окупаются стоимостью выработанной продукции.
Отдельные предприятия, наряду с подключением к канализационным системам, создали для себя условия для сброса отходов производства прямо в реки или на открытую местность, откуда впоследствии отходы попадают в водоемы. 
Свою лепту в загрязнение поверхностных водных объектов республики вносят автомойки, которые также не соблюдают элементарных экологических, санитарных требований и сливают сточные воды в канализационную сеть. Большинство из них не имеют нормативной природоохранной документации, не оснащены системой оборотного водоснабжения, отстойниками, уловителями нефтепродуктов, песколовками, не платят за негативное воздействие на окружающую среду. Практически совершается хищение питьевой воды. Использование водопроводной воды по счетчику для этих целей нерентабельно, поэтому на мойках должны использовать восстановленную воду, то есть воду, которая прошла необходимую очистку.
Большую обеспокоенность вызывает деятельность пунктов забоя скота, в большом количестве расположенных по периметру г. Владикавказа. Отсутствие очистных сооружений, бесконтрольное подключение боен к системам ливневой канализации города приводит к значительному загрязнению отходами производства рек Собачья балка и Черная речка. 
Особо следует отметить, что основными загрязнителями водных объектов являются неисправные очистные сооружения канализации (ОСК) районов республики и г. Владикавказа, на долю которых приходится более 80% объема загрязненных сточных вод.
Практически все очистные сооружения в районах республики и г. Владикавказе продолжительное время находятся в неудовлетворительном состоянии, требуют капитального ремонта и реконструкции. Много лет не проводился ремонт на очистных сооружениях в Алагире, Чиколе. Нет очистных сооружений в Дигоре, не функционируют очистные сооружения в Беслане, на пределе своих возможностей работают очистные сооружения в Моздоке, Ардоне, Эльхотово. По этой причине сброс неочищенных сточных вод осуществляется прямо в поверхностные водные объекты, то есть в реки республики.
Особого внимания требует состояние очистных сооружений МУП «Владикавказские сети водоотведения». Основная деятельность предприятия связана с эксплуатацией систем канализации и очистных сооружений г. Владикавказа. Предприятие является самым крупным загрязнителем в республике: объем сточных вод с очистных сооружений ОСК-1 и ОСК-2 составляет 70 млн куб. метров в год.
Назрела острая необходимость скорейшей реконструкции и строительства новых очистных сооружений в г. Владикавказе. По расчетам специалистов администрации местного самоуправления г. Владикавказа, только на эти цели необходимо изыскать более 6,5 млрд руб. Как вы понимаете, таких средств нет не только в бюджете г. Владикавказа, но и в республиканском бюджете.
Состояние очистных сооружений республики вызывает серьезную озабоченность всех ветвей власти и надзорных органов федерального и республиканского уровней. Этот вопрос неоднократно обсуждался в Парламенте и Правительстве Республики Северная Осетия-Алания, в Совете экономической и общественной безопасности республики, в общественных организациях, на заседаниях межведомственных комиссий разных уровней на протяжении ряда лет.
Имеющиеся проблемы с очистными сооружениями в республике настолько актуальны, что откладывать их решение дальше нельзя. Крайняя их изношенность приводит к социальной напряженности, негативному воздействию на природу и человека. 
Несмотря на такое положение, республика не вошла ни в одну федеральную целевую программу по строительству и реконструкции этих объектов и ожидать, что ближайшие 2–3 года ситуация улучшится, не приходится. 
Хотя Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания были разработаны и приняты Правительством Республики Северная Осетия-Алания республиканские целевые программы: «Экологическое благополучие Республики Северная Осетия-Алания на 2013–2017 годы», «Развитие водного комплекса Республики Северная Осетия-Алания в 2013–2020 годах».
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания № 260 от 8 августа 2014 года эти программы были объединены в одну государственную программу «Охрана окружающей среды, экологическая безопасность и благополучие Республики Северная Осетия-Алания на 2014–2020 годы» с объемом финансирования более 16 млрд руб., из них в 2014 году из федерального бюджета — 2 175,203 млн руб., республиканского бюджета — 157,334 млн руб., из местных бюджетов — 398,2 млн руб. и внебюджетных источников — 113,2 млн руб. Исполнение государственной программы за I полугодие 2014 года составило 20 млн руб. республиканского бюджета и 6,2 млн руб. федерального бюджета, в то время как на 2014 год из республиканского и федерального бюджета предусмотрено выделение на эти цели средств в сумме 220 млн руб. без учета секвестрования в III квартале.
Возникает вопрос: для чего принимать подобные программы, если не разработаны соответствующие проектно-сметные документации на объекты и нет финансового обеспечения этих целевых программ?
В настоящее время Правительством республики принимаются меры и готовятся предложения для включения в федеральную целевую программу «Юг России 2014–2020 годы (II этап 2017–2020 годы)» по реконструкции и строительству объектов водопроводных и канализационных сетей, очистных сооружений.
Пренебрежительное отношение к экологическим проблемам может привести к нежелательным последствиям. Тому пример авария на станции обеззараживания противотуберкулезного диспансера (пос. Южный), произошедшая в 2013 году, а также недавняя ситуация, случившаяся в г. Алагире, где с 12 по 22 сентября 2014 года в результате вирусной инфекции, вызванной употреблением недоброкачественной питьевой воды после проведения ремонтных работ на водопроводных сетях, пострадало 204 человека, из них 171 человек — дети до 17 лет.
По мнению Комитета Парламента Республики Северная Осетия-Алания, для улучшения экологического состояния поверхностных водных объектов необходимо:
Правительству Республики Северная Осетия-Алания:
принять меры к повышению эффективности взаимодействия между республиканскими органами исполнительной власти и территориальными контрольно-надзорными органами в работе по обеспечению охраны окружающей среды;
предусмотреть в республиканском бюджете выделение средств на разработку проектно-сметной документации объектов водопроводных и канализационных сетей, очистных сооружений для включения их в федеральную целевую программу «Юг России 2014–2020 годы (II этап 2017–2020 годы)».
Администрациям местного самоуправления районов республики и г. Владикавказа: 
принять меры по организации текущего ремонта и реконструкции очистных сооружений;
соблюдать законодательство при выдаче разрешений на строительство объектов в санитарно-защитной зоне водоемов;
принять активное участие при разработке проектно-сметной документации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и очистных сооружений для включения их в федеральную целевую программу «Юг России на 2014–2020 годы».
Природоохранным органам Республики Северная Осетия-Алания:
усилить контроль по соблюдению лицензионных требований к предприятиям;
усилить надзор за работой очистных сооружений на предприятиях, осуществляющих сброс сточных вод в поверхностные водные объекты;
ужесточить контроль в системе водопользования и водопотребления на территории республики;
активизировать работу по государственному мониторингу поверхностных водных объектов;
установить жесткий контроль за системой сброса загрязняющих биологических стоков 1–2-го класса опасности.
Правоохранительным органам Республики Северная Осетия-Алания:
усилить надзор за исполнением законов в сфере использования и эксплуатации поверхностных водных объектов Республики Северная Осетия-Алания;
усилить надзор и контроль за проведением государственных экологических экспертиз предприятий, деятельность которых связана с образованием отходов, в том числе претендующих на право пользования водными объектами. 
Северо-Осетинскому республиканскому отделению Всероссийского общества охраны природы:
регулярно организовывать проведение общественных экологических экспертиз объектов хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания;
осуществлять систематический общественный контроль за исполнением природоохранного законодательства.
В завершение своего выступления хочу сказать, что решение острых экологических проблем, и в первую очередь загрязнение поверхностных водных объектов неочищенными сточными водами, должно стать основной задачей не только органов власти республики, но и населения в целом.
Только совместными усилиями можно решить эту проблему.

Категория: Общество | Просмотров: 1006 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: