Меню сайта
Категории раздела
Культура [215] |
Спорт [180] |
Политика [1032] |
Происшествия [23] |
Преступность [150] |
Разное [202] |
Образование [84] |
Общество [1144] |
Экономика [367] |
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Поиск
Календарь
Архив записей
- 000 Декабрь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Февраль
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Июнь
- 2014 Июль
- 2014 Август
- 2014 Сентябрь
- 2014 Октябрь
- 2014 Ноябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Январь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Июнь
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Ноябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
Друзья сайта
Главная » 2013 Август 29 » Передел границ Северо-Кавказского федерального округа смысла не имеет
08:50 Передел границ Северо-Кавказского федерального округа смысла не имеет | |
![]() Регионы Северного Кавказа много выиграли от выделения Северо-Кавказского федерального округа и новый передел границ смысла не имеет. Такое мнение высказал вице-президент фонда «Центр политических технологий», профессор Высшей школы экономики, доктор политических наукРостислав Туровский, комментируя полемику в СМИ об очередном переделе границ. В частности, в ряде СМИ отмечается, что федеральными властями рассматриваются перспективы выделения восточных республик Северного Кавказа — Дагестана, Чечни и Ингушетии в отдельный округ. При этом, остальные регионы СКФО могут быть объединены с Ростовской областью, Краснодарским краем и Адыгеей. Другая идея заключается в объединении СКФО с тремя регионами ЮФО. Учёный отметил, что аргументы, которые сейчас приводятся в пользу передела границ федеральных округов на Юге России, можно разделить на экономические и этнополитические. Один из «экономических» аргументов напоминает нам о советских границах экономических районов. «После создания СКФО стратегии и программы социально-экономического развития привязаны к нынешним границам федеральных округов, эти документы являются не декларациями, а конкретными планами, и необходимо добиваться их исполнения, а не устраивать игры с перекройкой границ, которые приведут к необходимости пересматривать большое количество финансовых документов», — считает эксперт. «Согласно другому «экономическому» аргументу разделение федеральных округов приводит к недофинансированию регионов СКФО. Этот аргумент выглядит не менее странным. Например, выделение дотаций, субсидий и субвенций, как основных видов федеральной финансовой помощи к границам федеральных округов вообще никак не привязано: решения принимаются в отношении конкретных регионов, в зависимости от их потребностей», — отметил Туровский. «Выделение СКФО, напротив, изменило ситуацию к лучшему, поскольку иначе его регионы оказывались и продолжали бы оставаться в тени крупных регионов ЮФО, а тема недостаточного финансирования Ставропольского края и республик, напомним, поднималась еще в период существования «большого» ЮФО как раз из-за влияния его самых крупных регионов», — напомнил учёный. Среди плюсов формирования СКФО Туровский назвал его компактность, которая повышает управляемость округа и «приближает» все его территории к федеральной власти. «Говоря о размерах и управляемости федеральных округов, не следует также забывать, что планы передела их границ могут только ухудшить ситуацию. Так, возникает вопрос, что же будет с управляемостью Приволжского федерального округа, который и без того огромен, и куда могут быть добавлены еще три региона. В результате мы получим огромную территорию, протянувшуюся от Нижнего Новгорода до Каспия, и с точки зрения управляемости это будет, пожалуй, худший федеральный округ. Если выделить Восточно-Кавказский федеральный округ, состоящий из трех республик, то это, наоборот, будет необоснованно маленький округ, который еще и будет восприниматься негативно в качестве своеобразного «гетто» для трех проблемных регионов России», — сказал Туровский. По мнению учёного, от границ федеральных округов может зависеть реализация инвестиционных проектов, взаимосвязанных со стратегиями их социально-экономического развития и реализуемых за счет бюджетных средств или на основе государственно-частного партнерства. Он напомнил, что в прежних границах была разработана ФЦП «Юг России», которая имела слабое финансирование и не обеспечивала комплексное развитие всей территории прежнего ЮФО. Вместе с тем, ФЦП по Чеченской Республике, по словам Туровского, наоборот, притягивала громадные средства во всего лишь один регион. «В новых условиях появилась возможность разработать сбалансированную стратегию социально-экономического развития СКФО, а затем — соответствующую государственную программу, которая в настоящее время реализуется. Возникла корпорация развития СКФО, формируется туристический кластер, охватывающий все регионы федерального округа», — заявил политолог. Этнополитические аргументы, по словам учёного, в основном говорят или о сложности этнического и конфессионального состава СКФО, или о том, что его границы разделяют близкие народы. В частности, по преобладанию приверженцев христианства и ислама округ можно условно разделить на западные и восточные регионы. Разделение на западные и восточные республики можно также связать с долей и влиянием русского населения, которое малозначимо в восточных республиках. «Непонятно, зачем делить СКФО на части по этим причинам, — заявил Туровский. — С одной стороны, этнический и конфессиональный состав населения буквально каждого региона СКФО уникален, но каждый регион отдельным федеральным округом не сделаешь. С другой стороны, одни и те же по сути проблемы межнациональных отношений, радикального ислама, миграций, положения русского населения в разной степени представлены во всех регионах СКФО. Состав округа позволяет решать эти проблемы в комплексе, одновременно используя индивидуальный подход к каждому региону». «Что касается «разделяющей» роли СКФО, то действительно, за его пределами оказалась часть народов абхазо-адыгейской языковой группы, а именно — адыгейцы. Разделено и казачество: в СКФО представлены терские казаки, в ЮФО — кубанские и донские», — уточнил политолог. «Безусловно, территория СКФО не является и не может быть идеальной, чтобы удовлетворять все существующие интересы и потребности. На наш взгляд, отделение границами округа одних народов и одних казачьих войск от других не составляет существенной проблемы», — добавил он. «Округ — это не субъект федерации и не государство, он создан для более удобной организации политического и социально-экономического управления, но не создает никаких барьеров для свободной коммуникации через его границы»,- заявил Туровский. По его мнению, федеральные округа не создаются по этническому принципу. Кроме того, Адыгея окружена со всех сторон Краснодарским краем и присоединить ее одну к СКФО просто невозможно. «Объединить все казачество в одном федеральном округе невозможно и бессмысленно, поскольку казаки живут на всей территории России. Кстати, также как и народы Кавказа. Взаимодействие «разделенных» народов вполне может быть организовано на уровне горизонтальных связей, посредством общественных организаций, отношений между субъектами федерации и др. Округ этому никак не мешает и, наоборот, выступает за сотрудничество с регионами и общественными структурами ЮФО», — рассуждает учёный. «Таким образом, хотя с исторической точки зрения СКФО — это структура очень молодая, она на данном этапе является оптимальной и сбалансированной. Ее деление на части или расширение ситуацию не улучшают, а аргументы в пользу передела границ не выглядят состоятельными. Тем более что нынешний СКФО имеет свои планы, программы и стратегии, которые еще нужно реализовать и которые рассчитаны на долгие годы», — резюмировал Туровский.
REGNUM
| |
|
Всего комментариев: 0 | |