Выступление на круглом столе, организованном Парламентом республики к 20-летию принятия Конституции РСО-Алания
20 лет Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Как было сказано, она не старая по конституционным меркам, но и не молода по меркам осетинского законотворчества.
Принятая в 1994 году, она стала основополагающим документом под фундаментом осетинской государственности в рамках Российской Федерации. Она формально-юридически является одним из немногочисленных признаков государственности Республики Северная Осетия-Алания.
В отличие от уставов субъектов Российской Федерации, образованных по территориальному признаку, к конституциям национальных республик предъявляются дополнительные требования как к основам национальной государственности титульного этноса, ставшего платформой создания республики в составе Российской Федерации.
С 1994 года наша Конституция многократно изменялась и дополнялась, подстраиваясь в основном под изменения федерального законодательства. Значительное количество внесенных изменений пришлось на так называемый период выстраивания вертикали власти. В тот период, на наш взгляд, этот процесс был крайне необходим для сохранения Российского государства и прекращения «парада» суверенитетов субъектов Российской Федерации 90-х годов, но в то же время привел к определенным перегибам. Это проявилось прежде всего в рамках бюджетного и налогового федерализма, в назначаемости губернаторов, в созданной партийно-политической системе государства и во многом другом.
Вместе с тем на национальное развитие республик в составе Российской Федерации, развитие национальных культур, языков, этнического самосознания практически не выделяется средств из федерального бюджета. Экономически эту политику можно понять — в условиях прямых угроз существования государства не до национальных песен и танцев. Однако эта ситуация ставит перед республиками, входящими в состав Российской Федерации, задачи самосохранения и развития своих национальных культур. Многие республики, такие как Татарстан, Башкирия, Чечня, а также Республики Алтай, Тыва и Марий-Эл, с этой задачей справляются весьма успешно:
В национальном развитии Республики Северная Осетия-Алания можно выделить множество направлений. Но есть вопросы, которые можно и нужно поднимать, на наш взгляд, и на конституционном уровне.
18 мая 2014 года во Владикавказе состоялся Национальный форум «ALANIA», в работе которого приняло участие более 1 500 человек — представители осетинских фамилий, творческой, научной интеллигенции, общественных объединений, органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания и Республики Южная Осетия. Законодательные предложения, изложенные в проекте конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания, получили абсолютную поддержку форума.
По результатам был принят ряд рекомендаций, в т. ч. две конституционного характера следующего содержания:
«Подтверждая свою приверженность первой статьи Устава ЮНЕСКО, согласно которой мировое сообщество призвано содействовать многообразию культур через всеобщее уважение к основным свободам, провозглашенным в Уставе ООН, применительно ко всем народам без различия расы, языка или религии заявляем о необходимости принятия неотложных мер по сохранению традиционной культуры осетинского народа. Комплекс мер должен в себя включать конституирование следующих базовых понятий:
1) “мировоззрение ирон-нартон агъдау”;
2) “Сакральный центр осетинского народа общеиндоевропейского значения”».
В соответствии с поручениями форума рабочей группой были доработаны предложения по поправкам в Конституцию Республики Северная Осетия-Алания. В частности, с учетом доработки предлагается:
1. В преамбулу добавить абзац шестой следующего содержания: «основываясь на традиционной духовной культуре осетинского народа (Агъдау)».
Таким образом, преамбула Конституции может выглядеть следующим образом:
«Многонациональный народ Республики Северная Осетия-Алания, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
руководствуясь Федеративным договором,
стремясь обеспечить благополучие и процветание республики,
сохраняя историческую связь поколений,
основываясь на традиционной духовной культуре осетинского народа — Агъдау,
исходя из ответственности перед настоящим и будущим,
подтверждая свою приверженность принципам и положениям Конституции Российской Федерации,
провозглашает и устанавливает настоящую Конституцию».
На мой взгляд, этот абзац добавит национального аспекта в основы и цели принятия Конституции, добавит необходимый кирпичик в формирование республиканской идеологической основы и патриотического воспитания населения.
2. В часть 1 статьи 10 добавить второе предложение следующего содержания: «Горные территории Республики Северная Осетия-Алания являются материальной основой духовного просвещения народа и обладают особым статусом сакральных мест».
С учетом предлагаемого дополнения часть 1 статьи 10 также может измениться и читаться следующим образом:
«1. Земля, ее недра и другие природные ресурсы Республики Северная Осетия-Алания, являясь достоянием народа, используются и охраняются как основа его жизни и деятельности. Горные территории Республики Северная Осетия-Алания являются материальной основой духовного просвещения народа и обладают особым статусом сакральных мест».
Указанный пункт может стать ориентиром для всех субъектов общественных отношений в республике, включая и органы государственной власти и местного самоуправления для бережного и трепетного отношения как к многочисленным святым местам в горной части Осетии, так и к горным территориям в целом.
Я убежден, что, отразив в нашей Конституции вышеуказанные предложения, ее роль станет значительно выше в сохранении и развитии осетинской культуры и осетинского народа в целом.
|