Понедельник, 23.06.2025, 12:36
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Что будет происходить с ценами на основные продукты, товары и услуги в ближайший месяц?
Всего ответов: 192
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Март » 9 » Северная Осетия погрязла в долгах
09:50
Северная Осетия погрязла в долгах

Государственный долг республики является одним из рекордных по России

Северная Осетия не является самым депрессивным субъектом, если смотреть с точки зрения экономики, однако по многим показателям РСО занимает главенствующие позиции с конца списка. Например, уже несколько лет государственный долг Северной Осетии немного меньше, равен или даже больше той части республиканского бюджета, которая формируется из собственных ресурсов (в данном случае не учитываются дотации из федерального бюджета). На протяжении последнего десятилетия госдолг республики рос активными темпами. Пик ежегодного роста приходится на последние семь лет – государственный долг увеличивался на полмиллиарда-миллиард в год.

Рост долга

В 2007 году государственный долг Северной Осетии был равен примерно двум миллиардам рублей. В 2009 году цифры выросли до четырех миллиардов, в 2011 году – 5,8 миллиардов рублей. Впоследствии рост несколько замедлился, но тенденция к резкому увеличению все же сохранялась: в 2013 долг составил 7,2 миллиардов. К 2014 долг снова резко увеличился и достиг, по данным Минфина РФ, почти 8,1 миллиардов рублей (хотя местное аналогичное министерство сообщает о сумме, меньшей на целый миллиард). Кривую изменения госдолга РСО можно посмотреть по этой ссылке.

Если рассматривать исключительно математически данные цифры, то представляются они совсем даже небольшими – ряд иных субъектов имеет долги, в десятки раз превышающие республиканские. Например, госдолг Саратовской области – более 30 миллиардов рублей, госдолг Татарстана – более 80 миллиардов рублей. Однако, если подойти экономически, то исключительное сравнение только значений госдолга разных субъектов ни о чем не говорит.

Во-первых, для того, чтобы понять всю суть ситуации, необходимо проанализировать соотношение госдолга и собственных доходов субъекта. Возьмем тот же Татарстан. В 2012 году собственные доходы РТ составили около 102 миллиардов рублей, тогда как долг составлял около 75 миллиардов. Соотношение госдолга и собственных доходов было примерно 73%. В Осетии же в этом году все было несколько по-другому. Госдолг республики составлял 6,4 миллиардов, тогда как собственные доходы были меньше на 1 миллиард. Таким образом, соответствие этих показателей было следующим – 118,5%. И надо сказать, что по этому показателю Северная Осетия – один из лидеров не только среди субъектов СКФО, но и среди всех остальных.

Только два субъекта РФ преодолели в 2012 году 100% барьер соотношения госдолга к собственным доходам – Республика Мордовия и Республика Северная Осетия-Алания. В настоящий момент собственные доходы бюджета примерно равны государственному долгу, что говорит об относительном выравнивании ситуации, однако все не совсем так. По СКФО ближе всего к РСО по соотношению госдолга к собственным доходам стоит Чеченская Республика – ее соотношение примерно 70%.

На фоне активного увеличения госдолга республики наблюдается также весьма быстрый рост ежегодных собственных доходов. С 2011 ежегодные доходы увеличились примерно на два миллиарда рублей, если верить информации Министерства финансов. Безвозмездные же поступления из бюджета за последние три года практически не менялись (колебались возле числа в 10 миллиардов). С чем связаны столь резкие скачки в «официальной» экономической жизни республики, сказать сложно. Весьма затруднительно также и объяснить то, почему в 2014 году ситуация выглядит несколько менее печальной – соотношение госдолга к собственным доходам перестало расти и стало снижаться в сторону 100%.

Возможно, связано это исключительно с политикой, а точнее со стремлением действующих властей удержаться на своих местах. Несколько лет назад Владимир Путин сказал, что «критическим» является соотношение госдолга и собственных доходов в 60%. И по его словам, за властями субъектов, где этот 60% барьер преодолен, надо наблюдать более бдительно. Сейчас же активно проталкивается законопроект, согласно которому глава государства сможет увольнять глав регионов, если «реализуемые меры плана восстановления платежеспособности субъекта не привели к сокращению просроченной задолженности по долговым или бюджетным обязательствам субъекта по итогам одного из трех последних месяцев до уровня ниже 10% суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта в последнем отчетном финансовом году».

Очевидно, что, если законопроект будет принят и ситуация с госдолгом не изменится, глава РСО Таймураз Мамсуров будет одним из первых, кто будет снят с должности по нововведенной статье Бюджетного кодекса.

О сути госдолга РСО

Почему же у Северной Осетии такие плохие показатели в данном случае? В принципе, некоторое ухудшение по общим экономическим показателям за последние несколько лет наблюдаются практически во всех субъектах России. Макроэкономисты объясняют это вхождением мировой экономики в понижательную стадию пятого длинного цикла экономической конъюнктуры Кондратьева. Но рассмотрение столь сложных экономических моделей в данном случае вряд ли прояснит ситуацию, посему надо перейти к вещам более доступным и имеющим непосредственное отношение к ситуации.

В общем, структура госдолга любого субъект имеет несколько составляющих. В Случае РСО их всего три. Первая и самая значительная часть госдолга Северной Осетии – это бюджетные кредиты. Выделяются эти кредиты из федерального бюджета и затраты на их обслуживание крайне малы. Выделение таких кредитов в первую очередь говорит скорее об экономической заинтересованности федеральных властей в субъекте. В Северной Осетии бюджетные кредиты составляют примерно 60% от общего государственного долга.

Ежегодно бюджет Северной Осетии выделяет весьма незначительные средства на обслуживание бюджетных кредитов, не превышающие по своим размерам, например, затраты на социальную сферу. Таким образом, местные власти не дают федеральному бюджету «разочароваться» в РСО как в субъекте, потенциально выгодном для дальнейшего финансирования, и плюс ко всему, не ущемляются местные жители (также надо отметить, что уровень безработицы составляет всего около 4%). Можно уверено говорить, что бюджетные кредиты на данный момент играют скорее положительную роль для северной Осетии, нежели отрицательную, так как именно им РСО обязана тем, что наблюдается рост собственных доходов (например, почти в два раза сократился уровень безработицы, что произошло благодаря вливания в социальную сферу). Надо упомянуть, что проценты по этим кредитам носят больше номинальный характер.

Если же столь значительная часть госдолга не оказывает столь пагубного влияния на общую экономическую ситуацию, следовательно, есть иные факторы. По мнению доктора экономических наук, автора большого числа научных работ Ноха Токаева, проблема в том, что невероятно низка доходность местных предприятий. И отчасти ученый прав. Просмотреть данную ситуацию можно сквозь призму все того же государственного долга. Второй частью, формирующей госдолг РСО, являются государственные гарантии. Гарантии эти представляют собой обязательства регионального бюджета погасить долги тех предприятий, которые являются заемщиками все того же бюджета, в случае их неплатежеспособности.

На первый взгляд, этот пункт может показаться незначительным и отчасти бессмысленным, но на самом деле на практике можно проследить его огромную эффективность. Региональные власти имеют с этого намного большие доходы, нежели убытки, так как происходит очевидное увеличение налоговых поступлений. Наглядным пример того, что государственные гарантии могут стать причиной взаимовыгодного симбиоза региональных властей и местных предприятий, служит Калининградская область.

Доля государственных гарантий в госдолге области – около 45%. Это говорит о том, что местные власти активно развивают бизнес и увеличивают доходность в бюджет за счет всего лишь незначительных изначальных затрат. В РСО доля госгарантий – около 2%. В данном случае можно судить о низкой доходности всех основных отраслей экономики республики, потенциально связывая невостребованность государственных гарантий и ничтожные промышленные и аграрные ресурсы субъекта. В данном случае этот фактор не значителен, так как скорее говорит о ненадлежащем изначальном финансировании определенных комплексов, нежели о важности влияния на госдолг: всего 2% как-никак.

Последней частью, структурирующей госдолг республики, являются кредиты банков. Оставшиеся проценты приходятся именно на эту часть. В данном случае эти кредиты играют существенную роль в ежегодном ухудшении экономического положения Северной Осетии. По теории такие кредиты берутся совсем на короткий промежуток времени, пока, например, в полном количестве не поступили средства из федерального бюджета или тому подобное. Однако в РСО это золотое правило не соблюдается, и кредиты берутся изначально не с целью быстро вернуть их, а с целью увеличить предельные возможности бюджета.

Такая тактика позволяет на некоторое время сокращать дефицит бюджета и продолжать финансировать в должной мере жизненно важные сферы, но в данном случае исключена любая дальновидность, ибо процент по данным кредитам очень высок и во много раз превышает таковой у бюджетных кредитов. Именно эта часть госдолга является основной нагрузкой на местный бюджет. В настоящий момент республика должна банкам около трех миллиардов рублей. Обслуживание этой части госдолга является тяжелым бременем для бюджета Северной Осетии.

Как решить данную проблему? Вопрос очень сложный. Пожалуй, самый лучший вариант – тот, что предложен вышеупомянутым Нохом Токаевым. Ученый предлагает создать республиканскую программу по ликвидации государственного долга. Избавиться хотя бы от трети госдолга и сделать так, чтобы это было неощутимо для населения республики, и так не очень довольной местной властью, будет крайне сложно. Посему и в самом деле будет лучше, если группа ученых (во всяком случае надо надеяться, что ученых) разработает специальную программу, которая позволит республике выбраться из долговой ямы без особых последствий.


Заур Караев
kavpolit.com

Категория: Экономика | Просмотров: 962 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: