(c сайта АМС г. Владикавказа)
На наделавшем столько шума годовом отчете двух руководителей города произошел еще один вопиющий случай. На видео, снятом во время заседания, корреспонденты увидели, как у девушки, фотографирующей демарш Хадарцева и выяснение отношений между депутатами, отбирают телефон, на который она производила съемку. Этим журналистом оказалась корреспондент нашей газеты Елизавета Чухарова. A человеком, препятствующим ей выполнять свои профессиональные обязанности, — сотрудник Правового управления аппарата Собрания представителей Фатима М.
— Наш штатный фотограф снимал только первую часть заседания. Обычно на таких мероприятиях фотокорреспондентам нет смысла находиться до конца мероприятия, — рассказала Елизавета Чухарова. — Когда депутаты стали выяснять отношения между собой, повскакивали со своих мест, я стала фотографировать, потому что, во-первых, имею на это право, a во-вторых, потому что подобный материал мог понадобиться. Ко мне сразу же подбежала незнакомая женщина и стала требовать прекратить съемку. Она стала говорить мне что-то вроде: «Это голосование? Это чтение доклада? Вот и не снимайте тогда!» Мои попытки объяснить ей, что я журналист, a не зевака и имею право производить фотосъемку, ни к чему не привели. Она выхватила у меня телефон, но, видимо, не знала, что с ним делать, и просто положила его в угол.
Мы специально заглянули в законы, чтобы узнать, кто же все-таки был прав.
Итак, согласно ст. 29 Конституции РФ и ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации» журналист во всех случаях имеет право производить съемку в общественных местах. Любые ограничения права на доступ к информации, находящейся в общественных местах, в местах большого скопления граждан, могут быть установлены только на уровне РФ и должны быть приняты Законом РФ. Никакие подзаконные нормативные акты не могут ограничивать это право. Никакие приказы руководителей коммерческих предприятий также не могут ограничивать право на доступ к информации в общественном месте.
Также, согласно п. 6 ч. 1 ст. 47 Закона о СМИ, журналист имеет право «производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки».
Кроме того, журналист имеет право снимать и фотографировать лиц, присутствующих в общественном месте и участвующих в любом общественном мероприятии. Сам процесс фото-, видеосъемки не является нарушением ни права на неприкосновенность частной жизни, ни права на изображение, не является и разглашением персональных данных лиц, изображенных на снимке. Потенциальным нарушением может быть распространение изображения гражданина без его согласия, если речь идет о крупном плане (портретный снимок) (ст. 152.1 ГК РФ).
Но и это нарушение перестает им быть в предусмотренных законом случаях, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах или изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях <…>).
Но регламентирование деятельности журналиста осуществляется не только Законом о СМИ и Гражданским кодексом. Препятствие осуществлению профессиональной деятельности журналиста — статья 144 Уголовного кодекса РФ.
Приведем ее текст полностью.
«1. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, соединенные с насилием над журналистом или его близкими либо с повреждением или уничтожением их имущества, а равно с угрозой применения такого насилия, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Под какой пункт попадают действия сотрудника правового управления — решать прокуратуре. Интересно одно: что же там происходило такого, что журналисту газеты «Владикавказ» ни в коем случае нельзя было фиксировать?..
|