Учительство — не утраченное искусство,
но уважение к учительству — утраченная традиция.
Жак Барзэн
Я знаю, что мой голос мало кто услышит, но все равно прошу редакцию напечатать мое письмо, так как это моя просьба, суждение. Вымученное, выстраданное наедине с собой, оно вдруг вырывается наружу. Крик души, да и только. Вот и решила вынести его в один из номеров самой правдивой, независимой и читаемой газеты в Северной Осетии «Пульс Осетии» и в «Учительскую газету» (г. Москва), с которой я сотрудничала десять лет.
Оглянитесь вокруг, посмотрите, что происходит. Все изменилось и перепуталось в нашей жизни: ратуем за выращивание младенцев в пробирке, клонируем, крадем чужих детей на запчасти, психически неуравновешенные подростки поднимают руку на своих родителей, угрожающе растет процент наркоманов среди малолетних, аборты в школе, ранние браки, которые, увы, недолговечны. Не подумайте, что хочу обрушить очередную порцию гнева на наше руководство, на происходящее в стране, на мировой кризис, на события в мире, на народных избранников в органы управления всех ступеней, на мрачное сегодня, за которым не видно просвета. Совсем нет. Но согласитесь: такое бытие влечет за собой деградацию самой школы. Какое право имею на столь резкие оценки и суждения? Отвечу.
Учительствую в школе 39 лет, в университет пошла по огромному желанию и с нетерпением ждала первого самостоятельного урока. Безумно люблю работу с детьми. Сколько выучила, воспитала, ввела в большую жизнь! Боюсь ошибиться в точных цифрах. Мои девчонки и мальчишки стали врачами, учеными, толковыми инженерами, высококлассными рабочими, летчиками, есть и такие, кто избрал на всю жизнь мою, учительскую профессию. И этим горжусь. А сколько невзгод нам пришлось пережить вместе, через что перешагнуть, сколько было обид друг на друга! Но мы жили общими проблемами, вместе учились, вместе преодолевали трудности. Учительское сердце не может оставаться холодным и равнодушным, когда в твоем классе, твоей школе, в семье твоего ученика не все ладится. Такое было, и не раз. Учителя складывают ребячьи коллективы, ведь они сами по себе не складываются. Только усилиями педагога, его терпением, мудростью формируется уже с первых дней учебы то, что становится надежной основой для цементирования класса не как формального числа учащихся, а как маленького содружества, живущего и личными, и общественными интересами.
Мы учителя дорыночного периода, и взгляды и мысли у нас другие. Получая диплом учителя, мы давали своеобразную «клятву Гиппократа», сознавая свою ответственность перед каждым ребенком и перед обществом в целом. Главное — не навреди. К счастью, еще не все утрачено из того блага, чем славилась российская школа. Подтверждение тому конкурс «Учитель года» и всевозможные гранты. Однако тенденция к невосполнимым потерям налицо. Оттого и болит душа. Но молчать не могу. Здесь, как говорится, ни убавить ни прибавить. За этим — наша жизнь. Что же случилось, что толкнуло меня на такой не трибунный шаг? Хочу начать с самого популярного в России анекдота в учительской среде. На дверях магазина надпись: «Уважаемая администрация магазина, большая просьба не указывать в объявлении зарплату уборщиц, дабы не травмировать психику учителей!»
Наша учительская заработная плата.
За сентябрь 2014 года большинство учителей школ города получили зарплату за свой труд. Они ждали целый месяц, считая дни до получки. В итоге же получили копейки. Лично я очень расстроилась. Что же получается — заработная плата учителя в реальном выражении сокращается? Почему сегодня учитель — это страх и тревога? Понижение оплаты труда существенно снижает престиж профессии учителя, отталкивает молодых энергичных, талантливых, активно мыслящих педагогов от работы в школе. Зарплаты несоизмеримо низкие, и что же делать учителям?! Все молчат. Понижение жалования, а это никого не волнует, и понятно почему: ведь в правительстве никто и никогда не работал учителем, и они не знают, какой это адский труд.
Приведу пример: я получила 7 440 рублей (не знаю, сколько получу за проработанный октябрь). Скажите, пожалуйста, как можно прожить на эти 7 440 рублей? Как справляться со всеми коммунальными — газ, электричество, водоканализационная сеть, налоги, телефон, квартплата, вывоз мусора, страховки… Да еще не забывайте, что мы живем в Осетии со своими традициями и обычаями, и мы обязаны их исполнять — так нас учили наши старшие. Да еще приближается подписка на газету «Владикавказ», и попробуй не подпишись в принудительном порядке на два экземпляра. Что нам делать? С кем и как бороться? Люди уже не просят повышения зарплаты, потому что это бесполезно.
Учитель постоянно ведет борьбу за выживание. Да, учитель может сделать все, чтобы получать нормальную зарплату. Для этого ему нужно иметь в школе: 1,5 ставки учителя, 0,5 ставки завуча, классное руководство, 0,5 ставки лаборанта, а также составлять и отвечать за расписание, иметь сайт, работать с Хронографом, выставлять оценки в dnevnik.ru, готовить детей ко всевозможным конкурсам, конференциям, предметным олимпиадам, проводить внеклассные мероприятия, давать открытые уроки, участвовать в уборке школьной территории, подготовка к ЕГЭ, классные и родительские собрания, дежурство по школе и в столовой. Кроме того, учителя со своими классами часто наводят чистоту к знаменательным датам на площадях и других территориях, в их числе: пантеон, Вечный огонь, монумент Дружбы народов (памятник Екатерине Второй), Мемориал Славы и др. То есть мы должны участвовать везде, где только можно, чтобы набрать приличные баллы к стимулирующей части оплаты труда.
Ни для кого ни секрет, что каждый второй педагог работает на стороне (репетиторство и т. п.). Чтобы свести концы с концами, приходится постоянно вести борьбу за выживание. Каждую весну мы наблюдаем, как многие из лучших учителей, которыми мы гордимся, уходят из профессии. Они не вынесли большой нагрузки, низкой заработной платы, отсутствия поддержки и уважения. Кто придет им на замену? Я не понимаю, о каком качестве образования вообще может идти речь в таких условиях? Куда смотрят слуги народные, те, кому мы доверяем свои судьбы и жизни? А ведь мы на них надеемся, когда отдаем за них голоса. Я не понимаю — это мы их выбираем или они сами ими становятся? И не понимаю, в чем сложность работы чиновников, которые в большинстве своем сидят в мягких креслах, держась всеми силами за хлебное место, и при этом получают в 10 или 15 раз больше учителей. В чем их работа сложнее? Почему никто не понимает центральной роли учителя в системе образования вообще?
В последнее время произошла переоценка ценностей, на первое место выдвинулись благосостояние и благополучие. А учитель оказался заложником всех бед в экономике. И уровень образования потихоньку падает. Значит, кому-то очень выгодна неграмотность населения. Хотя, конечно, образование мирового класса стоит больших денег, а то, что бесплатно или за копейки, оно ничего не стоит. Горим желанием достучаться до чиновников. Очень бы хотелось, чтобы чиновники некоторое время пожили на зарплату учителя, и тогда бы они в полной мере прочувствовали все «прелести» нищенского существования фигуры, которую лицемерно называют ведущей в обществе. По большому счету наше государство как бы и не против повышения, но сразу слышим вопрос: «А как и кто сможет профинансировать?» А как же мы платим за войны, за общефедеральную систему шоссе или за спасение сбережений и займов, инвестиционных банков, помощь многим странам? А как наше государство оплачивает не менее амбициозные проекты по нанотехнологиям? Ведь почти треть бюджета ушла на них.
То, что уровень образования падает, это беда не учителя — это беда страны, общества. Ни одна страна мира не сможет развиваться без учителей. Но, наверно, государству не нужны умные и образованные люди, а нужен только неграмотный потребитель продуктов низкого качества. Наше образование испытывает жуткий кризис. Почему? Да потому, что у ребенка нет мотивации хорошо учиться. Мы не можем честно сказать ему и его родителям, зачем нужно хорошо учиться, зачем слушать учителя, зачем выполнять домашние задания. И родители, и дети видят, что на данный момент качественное образование не конвертируется ни в хорошую жизнь, ни в успех, ни в карьеру, ни в зарплату, а даже наоборот: люди, которые учились так себе, преуспевают в жизни куда больше, чем отличники. Они вершат судьбами страны и людей. Это все прекрасно понимают. Как в этой ситуации убедить ребенка слушаться, старательно выполнять домашние задания, хорошо учиться? А еще мы говорим, что мы стремимся к «завоеванию будущего». Какого будущего??? Работать учителем означает верить в будущее, и мы, учителя, осознаем свою роль в построении будущего. Поэтому мы требуем, чтобы к нам и к нашей работе относились с уважением и оплачивали ее по достоинству.
Хочется верить, что в третьем тысячелетии миром будут управлять педагоги. Наступит новая эра — эра учителей. Но, как сказал поэт, «жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе». Только образование и воспитание может спасти нас от саморазрушения, только воспитание, образование и культура спасут мир. И если стоит ратовать за какую-либо революцию, то только за педагогическую, которая принесет людям любовь и счастье. Я твердо верю, что человечество находится на ступени перемен. Мы — в третьем тысячелетии с мечтой о новом человеке. Но только не полученном путем клонирования или генной инженерии, а воспитанном лучшими педагогами на лучших традициях и образцах мировой культуры. Мы это заслужили.
Решать проблему надо всем вместе и в обязательном порядке встать на защиту всех работников бюджетной сферы. Во всяком случае, хотелось бы в это верить. Ведь надежда умирает последней…
Л. С. ДЗУГКОЕВА,
учитель-методист МБОУ СОШ № 1
г. Владикавказа,
заслуженный учитель РСО-Алания, почетный работник образования и науки РФ
|