Понедельник, 23.06.2025, 17:10
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Вы удовлетворены своим уровнем доходов (заработная плата, прибыль от бизнеса, другое)?
Всего ответов: 232
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Ноябрь » 17 » Владикавказская «Нельская башня»
00:02
Владикавказская «Нельская башня»

В Русском театре вновь премьера. В минувшие выходные зрители познакомились с захватывающей драмой Александра Дюма «Нельская башня». Впрочем, если говорить об авторстве, то «Нельская башня» — творение не совсем самого читаемого в мире французского писателя, во всяком случае идея уж точно принадлежала не ему. 
«Нельскую башню», «недурно задуманную», но очень плохо написанную пьесу, принес в знаменитый театр «Порт-Сен-Мартен» некто Фредерик Гайярде. Потом по просьбе директора театра Феликса Ареля пьесу переписал критик Жюль Жанен, отчего она стала заметно лучше, но не стала более сценичной. И вот тогда Арель обратился с просьбой о переделке пьесы к самому Александру Дюма, выздоравливавшему в ту пору от холеры. И тот, вдохновленный историей, что вызвала у него живейший интерес и восхищение, взялся за дело, а точнее, за перо. Ведь Дюма обожал героев, которых не могли сломить даже самые жестокие поражения, доблестно сражавшихся против целых полчищ врагов, не пасовавших перед временными трудностями: если их выставляли за дверь, то они тут же влезали в окно. Все это очень напоминало писателю жизнь его отца, солдата Французской революции генерала Дюма, который, без преувеличения, один стоил целого эскадрона, чьи легендарные подвиги могут показаться невероятными, но, тем не менее, они не вымышлены. Самому же Александру Дюма в жизни не всегда удавалось удовлетворить свою жажду триумфов и желание «потрясать», зато в театре он мог вознаградить себя и дать волю своей неуемной фантазии.
Над «Нельской башней» Дюма потрудился на славу. Поэтому сегодня и верится с трудом, что самая известная из драм писателя, выдержавшая не одну тысячу представлений и по сей день считающаяся типичным образцом французской мелодрамы, трескучие реплики из которой цитируют, смеясь (к примеру, эту: «Как! — восклицает Маргарита. — Кто посмеет арестовать королеву и первого министра?» — «Здесь нет ни королевы, ни первого министра, — ответствует представитель власти. — Здесь только труп и двое убийц»), вышла первоначально из-под пера какого-то никому не известного Фредерика Гайярде, о чем никто, или почти никто, сейчас не знает. Заключается ли в этом жестокая несправедливость по отношению к Гайярде? Думается, нет, потому что понадобилось вдохновение Дюма, его наивная и великодушная философия, чтобы сообщить этой нелепой истории динамизм и стиль, сделавшие ее достоянием классики.
«Почему для постановки была выбрана “Нельская башня” Дюма? На этот вопрос есть два объяснения, — удовлетворил наше любопытство режиссер-постановщик спектакля народный артист России Вячеслав Вершинин. — Мы вообще любим ставить авторов, побывавших на Кавказе. Пушкин, Лермонтов, Толстой, Булгаков… А вот Дюма никогда не ставили. Между тем французский писатель побывал в наших краях. И даже отправился было во Владикавказ, но из-за обвала не доехал, вернулся в Тифлис. С другой стороны, не только детям, но и взрослым хочется сказки, невероятных приключений. В ”Нельской башне” всего этого предостаточно. Кроме того, в спектакле поднимаются вечные темы: любви и предательства, возмездия и борьбы за власть. Они как никогда актуальны в наше прагматичное, но тяготеющее к романтизму время. Пьесу “Нельская башня” я бы назвал авантюрно-детективной. Это история неудавшейся любви, которая начинает разрушать весь мир».
Что касается сказки для взрослых, то «Нельская башня» как нельзя более подходит под это определение. События пьесы вымышлены, в ней нет правдивого изображения исторической эпохи. Зато есть невероятный накал страстей, да еще каких! Древнегреческие драматурги Эврипид и Софокл нервно курят в сторонке. Ведь тут, что ни говори, и «Медея», и «Царь Эдип» в одном флаконе!
Да и сама Нельская башня — «персонаж» не вымышленный. В начале XIV века в Париже прямо напротив Лувра возвышалась старая башня, фундамент которой омывали воды Сены. Таинственная и зловещая, она служила не только дозорной башней, но и тюрьмой. По сюжету пьесы Дюма, каждое утро стража находила в реке, несколько ниже по течению, трупы трех юношей. Кто повинен в их смерти? Оказалось, сама королева Маргарита Бургундская, с ролью которой блистательно справилась заслуженная артистка России Наталья Серегина. Маргарита — Серегина настолько по-женски убедительна, что моментами начинаешь даже сочувствовать этой закоренелой злодейке. 
Она главная героиня «Нельской башни». Все интриги этой мистически запутанной истории сосредоточены вокруг королевы Маргариты Бургундской, капитана Буридана (Роберт Кисиев и заслуженный артист РСО-Алания Антон Тогоев), которому единственному удалось спастись, не стать очередным трупом, выловленным в водах Сены, и снова предстать перед королевой, а также молодого придворного Готье д’Онэ и его брата-близнеца Филиппа д’Онэ (их обоих играет молодой талантливый актер Алан Цаллаев). Правда, Филипп д’Онэ уже в первом действии становится жертвой наемных убийц, посланных королевой.
Как развертывался дальше сюжет, писать не стану, дабы сохранить интригу. Спектакль, полный тайн, скажу я вам, действительно завораживает. События развиваются стремительно и неожиданно. В постановке занята если не вся труппа, то полтруппы точно — все эти офицеры, горожане… Захватывают и сценические бои в постановке Николауса Мавроматидиса, который играет в спектакле роль Ландри, и создающая настроение музыка (музыкальное оформление Алексея Деминова), да и таинственно-величественные декорации (художник — заслуженный работник культуры РСО-Алания Светлана Володина), что и говорить, производят впечатление.
Единственное, о чем все-таки хочется под занавес сказать, так это о том, что справедливость в этой зловещей и запутанной истории в конце концов восторжествует: король Франции Людовик Х (заслуженный артист РСО-Алания Владимир Карпов), супруг Маргариты Бургундской, узнает о преступлениях внучки Людовика Святого. Так, собственно, и должно быть и на сцене, и в жизни — за преступлением непременно следует наказание.
 

Ольга РЕЗНИК

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Культура | Просмотров: 559 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: