Понедельник, 23.06.2025, 23:02
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Наш опрос
Вы удовлетворены своим уровнем доходов (заработная плата, прибыль от бизнеса, другое)?
Всего ответов: 232
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Март » 17 » Власть: ресурсная основа и состояние реализованности
00:01
Власть: ресурсная основа и состояние реализованности
 
В последнее время в общественном мнении республики все в большей степени фиксируется недовольство властью и необходимость качественных ее изменений по всем параметрам. Порой наблюдаются крайние точки зрения, аргументированная и малоаргументированная критика в адрес деятельности властных структур и их руководителей. Мы обратились к известному в республике и за ее пределами экономисту, доктору экономических наук, профессору, депутату Парламента РСО-Алания от фракции «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Ноху ТОКАЕВУ и поинтересовались его мнением о деятельности властных структур республики.
— Нох Хасанбиевич, недавнее ваше выступление на Совете Парламента республики о Плане Правительства республики по обеспечению устойчивого развития в условиях кризиса, ряд других статей, опубликованных вами, вызвали серьезную реакцию поддержки, и это радует. Хотелось бы задать вам дополнительно несколько вопросов касательно анализа и оценки деятельности властных структур. Ваше отношение, например, к известной оценке власти, что она «видна издалека и далека от народа…».

— Мною никогда и нигде не рассматривался такой вопрос в плоскости ненужности. Хорошо понимаю, что мы в Осетии, так же как другие люди в других регионах, живем определенной общностью. Ее мы не придумали, она возникла по множеству причин. Не буду вдаваться в подробности, но скажу, что у нас есть определенность географически-территориальной основы этой общности. Исходные параметры современной нашей жизни были заданы этим, и забывать такое не советую. К этому же добавлю, что мы, как государственно-устроенная республика, возникли и функционируем в составе России. Это значит, что как государственная структура (субъект Российской Федерации) мы обязаны иметь органы власти государства на своей территории. Органы власти (все) являются выполняющими управленческие функции государства, и это чрезвычайно важно иметь в виду, оценивая власть. Нельзя к власти относиться как к обслуживающему органу для всех. Власть проявляет себя через управляющую деятельность структур власти и отношения, которые при этом возникают у этих структур с конкретными людьми, юридическими лицами, на межгосударственном уровне и т. д.

— И все-таки: почему у основной части граждан отношение к власти если не отрицательное, то крайне негативное? Чиновник — госслужащий абсолютным большинством людей воспринимается как непрофессиональное лицо, коррумпированное и безразличное к общим решениям возложенных законом на него задач.

— Хуже нет, на мой взгляд, когда в структуры власти, т. е. во власть, приходят непрофессионалы того дела, которое им поручается. К этому добавлю, что в современной структурированности власти в нашей республике тоже множество неправильно, нерационально сложившихся позиций. Считаю проблемной задачей реструктуризацию властных органов республики на основе уточненной системной оценки их функций. Размытость функций госорганов тянет за собой множество вопросов. Пора наводить порядок и создавать компактную и системно образованную структуру власти. Недовольство властью преодолимо и в этом направлении.
Да, люди часто не могут понять, что власти становится больше (занятых в структурах власти), а отдача от властных решений в такой мере не подтверждается. Наблюдаю, анализирую и вижу, что и Глава республики Таймураз Мамсуров тоже озабочен этим состоянием властных структур и власти. В моем представлении необходимо усиливать Министерство экономики республики (структурно, функционально и по составу работников). Например, ликвидировать Мингосимущество, сделать его небольшим отделом Минэкономики, и этого будет вполне достаточно для решаемых задач. Недавно созданное Министерство туризма, предпринимательства и инвестиций тоже смотрится как отдел Минэкономики и т. д.

— Не могу не согласиться с вами, но возникает вопрос: не произойдет ли чрезмерная централизация функций тех, кто попадет в другие структуры? Такая опасность есть?

— Опасность всегда есть при принятии таких решений, но надо смотреть в корень и оценивать возможные результаты. Управленческая властная структура, которая на себя «затягивает» проблемы, но их не решает эффективно десятилетиями, не имеет перспективы и право на существование. Мы ведь с вами обсуждаем вопрос о состоянии власти республики и ее потенциальные возможности.
Во власти всегда так: созданное множество структур требует, чтобы занятость разрасталась в них. У нас в республике стопроцентно это так. К тому же над министерствами и комитетами выросли мощные структуры аппарата Главы республики и Правительства. Нет необходимости во многих высоких должностях и в таком аппаратном разрастании. Это мое видение и предварительная оценка

— Власть в республике структурирована нерационально, и это становится дорого содержать. Но надо учитывать, что во власти задействованы лица, которые могут быть не заинтересованы в тех решениях, о которых вы говорите.

— Лица во власти — это особая тема, и ее у нас в Осетии чаще всего обсуждают кулуарно. Считал и продолжаю считать, что у нас в республике крайне низкий уровень обновляемости кадров в верхних эшелонах власти. Можно это выдавать за некую стабильность, но она обманчива. Во-первых, еще раз подчеркну, что исходная проблематика состоит в подборе указанной категории властных лиц. Мотивированность подбора такого уровня кадров еще выше поднимает планку требований к их отбору. Человек, который легко «перетекает» из одной высокой должности в другую, у меня вызывает большие сомнения в его соответствии профессионально решаемым задачам. Во-вторых, в правительственных структурах республиканской власти (я сюда включаю и министерства, комитеты и т. д.), есть десятки людей, которые побывали в десятках разноплановых должностей. Иной раз создается впечатление, что отдельные лица взрастились только для того, чтобы занимать высокие государственные должности в Правительстве, министерствах, комитетах и еще лучше в аппарате Главы республики. Не призываю к кадровой чехарде, но целесообразность кадровых изменений чрезвычайно высока в республике.

— Но ведь так сложилось у нас и в современной России, что почти все зависит от первых лиц. Или я не прав в своем видении проблематики?

— Первое лицо — это вершина власти с наибольшей ответственностью, и власть по-другому трудно себе представить. Есть проблема окончательного принятия значимых для республики решений. Такое право закреплено за Главой республики, и диктовать ему эти решения нельзя, не советую. Лучше своевременно и профессионально озадачивать его формулированием и постановкой задач. К первому лицу, как правило, все остальные чиновники приспосабливаются, и это естественно. Но неприемлем вариант, когда приспособление идет не по линии правильности, профессионализма и своевременности исполняемых чиновником функций, а в служивом варианте. Другими словами, вырабатывается личная услужливость, которая вредит всему в деле. 
Я уже отреагировал на ваш вопрос о недовольстве многих властью. Таких действительно много, но немало и таких высокопоставленных (в должностях) чиновников, которые недовольны сопротивлением ничегонеделанию во власти, но очень довольны всегда Первым лицом власти, так как он им доверяет. Это весьма сложный феномен в современных властных отношениях России, в том числе и Осетии.

— Это особо не принято обсуждать, к сожалению, но ведь может возникнуть вопрос о непреодолимости противоречий такой властной практики, не правда ли? Если глубже думать, то получается замкнутый круг: первое лицо подбирает кадры, доверяет он им, но механизм обеспечения эффективной деятельности во власти конкретными лицами не обеспечивается.

— У меня есть на этот счет ряд сложившихся представлений, на основе которых можно подчеркнуть следующее. Во-первых, из какой неизбежности вырастает властное приспособленчество? Отвечаю: прежде всего из профессиональной неподготовленности решать сложные задачи. Есть отслеживаемая практика, когда многие высокие чиновники имитируют деятельность, хорошо научились организовывать совещания, заседания, мероприятия, писать отчеты, справки и т. д. Это создает «туман и бурю» деятельности, но не более… Во-вторых, весьма неплохо заметно, что уровень владения такими чиновниками предметом своей деятельности мизерный, фактологией и ее анализом они не владеют, часто перегружая свои функции на подчиненных (но там тоже проблемы). В-третьих, всю энергию часто тратят на собственную карьерность, что удивляет в еще большей степени. Я далек от огульности суждений и обобщений, в этом никакой необходимости нет, но обсуждаемые нами проблемы носят системный характер, что следует учитывать.

— Что значит уровень невладения чиновником — должностным лицом предметом своей деятельности? Уточните еще раз, если можно, конкретизируйте.

— Предмет деятельности любого должностного лица определяем теми функциями, которые для него прописаны в законах и нормах государственной практики. Это известно и по-другому быть не может. Вопрос в том, чтобы искусственно и без всякой целесообразности не создавать структуры власти и придумывать новые должности, держать на них десятилетиями далеко не сильных профессионалов. 
Должностные функции не могут дублировать друг друга. Известный тележурналист Владимир Соловьев в недавнем своем интервью «Российской газете» (от 17.02.15) удачно сформулировал, что «чиновник не конфетка» и его не «все должны заворачивать»… Правильно, что чиновники «слуги народа», но без служения делу таковыми едва ли можно стать. В. Соловьев пришел к резкому выводу: «Если они не соответствуют задачам — они должны оттуда вылетать. Точка. А если им кажется, что они господа этому народу, тогда у них нет никакого стимула для самоусовершенствования». Хорошо обобщено.

— Но ведь мы с вами тоже считаемся слугами народа, коль являемся депутатами? К нам тоже могут быть предъявлены строгие требования и не менее значимые.

— Я согласен с такой постановкой, но надо учитывать, что депутат оцениваем с позиции представительной работы. Творческая деятельность в сфере законодательства — это высокозначимо, но по критерию отстаивания интересов избирателей. И к нам могут быть предъявлены суровые, но справедливые требования с точки зрения совершенства законодательства, его исполняемости. Надо многим из нас тоже подтягиваться, наращивать свою грамотность и развивать опыт депутатской работы. Депутат не может быть заменителем должностного лица сферы исполнительной власти. Это будет совсем иная история и ложная.

— По каким направлениям деятельность чиновников — должностных лиц республики в наибольшей степени требует переоценки, изменений? Читатель должен знать ваше мнение, взгляды и оценку этой составляющей деятельности всех структур власти.

— Считаю наиважнейшим направлением работы промышленность и сельское хозяйство. Промышленность республики переживает длительный спад, масштабную убыточность. Успокоение ссылками на рынок ничего существенного не меняет. Нестабильность, неустойчивость промышленного развития — опасные слагаемые экономики республики в целом. Даже в условиях нынешнего кризиса пока ничего существенного не предложено для изменения ситуации. Безусловно, важным является наличие ресурсов для промышленного развития экономики республики, но легче не будет, и необходимо находить решения. Правительство республики должно иметь мотивированный План антикризисных мероприятий устойчивого развития экономики республики (его пока нет) и в центре его — прописанность расчетов по модернизации хотя бы существующих производств. Надо находить новые возможности освоения новых видов продукции с установкой на развитие экономики. Целесообразность и перспективность решений в сфере промышленности я вижу на первом месте. Такой логике экономики республики должны быть подчинены и инвестиционные проекты… Надо провести тотальный анализ всего, что мы имеем, и также оценивать затратную сторону.
В сельском хозяйстве крайне важно изменить характер и методы использования земельного ресурса. Кроме того, остановить невыгодные расходы, кардинально улучшить практику организации закупок сельхозпродукции, сделать крен в сторону увеличения своей доли на рынках, снять все препятствия на пути развития отрасли, имея в виду, прежде всего, вопросы ценообразования и образовавшихся долгов. Конечно же, в этой отрасли необходимо в значительной степени усилить компетенцию…
Особое внимание необходимо уделить ЖКХ, транспортным проблемам, энергетике, связи. Эти отрасли являются не только потребителями ресурсов, но и создающими доходы. К сожалению, нет полной и достоверной оценки всего того, что в качестве доходов они для республики дают… Отвечая на ваш вопрос, также подчеркну, что минусом для развития является масштаб образовавшегося долга республики. Правительство должно иметь четкую программу выхода из такого долгового состояния. Госдолг республики должен быть чем-то обеспечен, хотя бы в будущем.

— Благодарю, Нох Хасанбиевич, за интересные, содержательные, полезные и откровенные ответы.

Беседовал 
Юрий ФИДАРОВ

Категория: Экономика | Просмотров: 751 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *: Email *:
Код *: