Передо мной фотография пятнадцатилетней давности. В 2000 году в зале только что отремонтированного здания ансамбля «Алан» присутствовали на репетиции (внимание!): помощник президента республики, советник президента, три заместителя председателя Правительства, министр и замминистра культуры, консультант Правительства и театровед. Странная картина для сегодняшнего дня. Поэтому, когда на днях глава РСО-Алания Тамерлан Агузаров и председатель Парламента республики Алексей Мачнев в один и тот же день нашли возможность посетить и СОГУ в день его юбилея, и Национальную библиотеку, где состоялся концерт симфонического оркестра, — это было приятно и радостно и вселило надежду (как и предыдущее посещение главой многострадальной госфилармонии), что не все еще потеряно, наоборот — пошла «эра приобретений». Особенно в области нравственных понятий.
Спрашивается, при чем тут тогда мой странный, на первый взгляд, заголовок? А я опять — о нравственных потерях. О бегущих из России так называемых предпринимателях, нахапавших немерено, о стреляющих мэрах и стреляющих в мэров, о часах стоимостью в миллион на руке не самого маленького руководителя, о том, что даже всеобщий когда-то кумир Гарри Каспаров сделал свой «главный ход» — коррупционный… И — о рекламе. В частности, телевизионной. Да-да, о ней, родимой, об этом антипризнаке цивилизации, о «величайшем достижении» Запада, которое мы, среди прочих, радостно переняли.
Иногда думаешь: только ли зарабатывание денег цель рекламопродвигателей? Или отвлекают от негатива окружающей жизни? Почему, не успеем погрузиться в щемящую сцену прощания с солдатом, уходящим на фронт, как сменяются эти кадры на экране призывом «выкинуть боль из головы», а еще лучше — закапать от насморка галазолин. Только наконец встретились после долгих мытарств влюбленные герои сериала, как нам предлагается мезим, который «для желудка незаменим». Понятно, что не от хорошей жизни идут хорошие актеры в рекламные ролики. Михалков, небось, не пойдет (кстати, реклама, наверное, вторая наша национальная идея после денег). А вот за другого замечательного актера аж обидно — ну сколько можно ронять ведерко с краской, которая потом растекается по тротуару жидкостью зловещего цвета? Вот бы взял один раз да назло удержал его… Хотя, опять же, надо признать, что порой нравственное содержание и посыл в рекламе бывают куда выше, чем в прерываемых ею сериалах.
Повторяю: потеря нравственных ценностей — главная беда России после глобального развала большой страны. И есенинское «…не надо рая — дайте родину мою» уже «не прокатывает», о чем было сказано в начале статьи. Чтение романа Л. Толстого «Война и мир» тысячами людей (каждый по кусочку) на телевидении — это что, прощание с Годом литературы или восполнение пробела в знаниях? Скорее, первое, потому что непонятно, как можно почувствовать глубину и трепетность толстовской прозы в этом массовом «литшоу»?
На очередном «Воскресном вечере» с Соловьевым один из участников заметил, что мир — в коллапсе, что он потихоньку сходит с ума. Брат убивает брата, глава семьи — всю семью, народ идет войной на… себя же и т. д. В этом вселенском бедламе очень важно сохранить (особенно на таких «пятачках», который занимает по территории Осетия) свою нравственную высоту. Об этом чрезвычайно мало говорим и в прессе, и на теле, и вообще в повседневности. Да и когда говорить, если каждый вечер после работы нам настойчиво напоминают, что главное наше бедствие — секущиеся кончики волос. Это аллитерационное сочетание повторяется по четыре раза в пять секунд. И сама вся наша реклама (видите, она и здесь меня не отпускает) — как длиннющий сериал, со своими сценариями, героями и обязательно счастливым концом. Что ж, друзья, коли в кошельке — мелочь, у окошек платы за услуги ЖКХ и прочих — очередь, нужную справку дадут, только если принесете еще три, — не тушуйтесь, «сразу клейте нанопласт». Или позвоните, как это уже сделал один юморист, в отдел рекламы и спросите, кто же и как определяет, что «корм для собак стал еще вкуснее»? Собаки же далеко не попугаи…
Ирина ГУРЖИБЕКОВА
|