Семь дней, как не стало Мирона Темиряева. Известный кинооператор, фотограф, прекрасный человек… — про него уже немало сказано и ранее, и в эти скорбные дни в республиканской прессе, на наших телеканалах: о его таланте, бескомпромиссности и о том «трудоголизме», который не в погоне «за деньгой», а по внутренней потребности. Стал летчиком, затем погрузился в океанские глубины, снимая ставший популярнейшим фильм «Человек-амфибия». Возможно, так и остался бы на «Ленфильме», кабы не являлась во снах, не звала малая Родина.
Помню, как в полутемной его фотолаборатории на улице Ботоева во Владикавказе (в комнате почти сарайного типа) вдруг загорались на стене портреты выдающихся мастеров нашей культуры, искусства, почти всех знаковых личностей Осетии. И это были не сиюминутные фотоподелки, а настоящее творчество неравнодушной руки и взгляда фотографа-художника.
Не буду повторять профессионалов, сказавших о Мироне как о деятеле кино, и краеведов, отметивших его огромный, неоценимый вклад в сокровищницу фондов Национального музея. А скажу вот о чем. Человек, стоявший у истоков кинопроизводства на нашем телевидении; человек, через кинокамеру выразивший всю свою любовь к родной земле, ее народу, ее истории в фильмах «Сын Иристона», «Костры на башнях», «Осетинская легенда» и других; человек, создавший фотолетопись республики, — он что, не во Славу Осетии и России работал и не заслужил при жизни соответствующие дарованию и статусу награды? Видимо, помешали достоинство и скромность, невыпячивание себя, неумение кланяться и выпрашивать…
Да и не столько в самих наградах тут дело. Ведь когда мы говорим о духовном богатстве нации, говорим правильно, много и возвышенно, то надо бы и уметь видеть рядом с собой носителей этого богатства и достойно их оценивать.
Герман Гудиев, Георгий Гаврилов, Олег Доев, Берт Бзаров, Батрбек Дзбоев… Пусть простят те, кого не назвала, кто уходил, оставив недоснятые ленты, неосуществленные замыслы, а в народе — острое ощущение невосполнимых потерь. Теперь славное племя кинематографистов и вся Осетия потеряли тебя, Мирон Михайлович, но одновременно и навек приобрели неумирающие кадры твоих фильмов, неумирающую память о тебе, верном друге, замечательном семьянине, «киношнике» и фотографе от Бога.
Рухсаг у.
Ирина ГУРЖИБЕКОВА
Учреждена именная премия Мирона Темиряева для операторов
Ушел из жизни кинооператор, фотограф, член Союза кинематографистов России, заслуженный работник культуры Северной Осетии Мирон Темиряев. Мэтр не дожил до 82-х. Известный кинематографист, оператор фильма «Человек-амфибия», он мог сделать карьеру на любой советской киностудии, но предпочел вернуться в родную Осетию. Здесь он снял бессмертные работы о любимом крае и его жителях. До конца жизни он собирал действительно уникальный фотоархив. На ГТРК «Алания» сегодня учредили премию имени Мирона Темиряева за особые достижения в области операторского искусства.
Он не искал комфорта, не мог оставаться равнодушным. Неуемный, неукротимый характер — так о нем говорят те, кто хорошо знал Мирона Михайловича. Может, потому не отказался от мечты стать оператором в те трудные послевоенные годы. Мирон Темиряев поступил на факультет кинооператорского искусства ВГИКа и попал в мастерскую самого Гальперина. Институт окончил с отличием, а его дипломной работой стала знаменитая картина «Человек-амфибия». Он открыл зрителю волшебство подводного, пусть и выдуманного Беляевым, мира.
Мирон Темиряев был из поколения шестидесятников. Тех, кто стоял у истоков североосетинского кинематографа. Он не мог издалека восхищаться Осетией. Он обожал свою родину. Поэтому вернулся домой, отказавшись от столичных перспектив. В момент становления кино он стал для коллег настоящим локомотивом. В послужном списке кинооператора Темиряева золотая коллекция: «Костры на башнях», «Семейная драма», «Сын Иристона», «Капитан» — десятки фильмов, художественных и документальных.
«Он сделал важное. Он верным образом сориентировал людей, и они правильно двигались, и это привело к хорошему результату. Мирон Михайлович прекрасный рассказчик, у него хорошая школа. Привлекал людей своей бескомпромиссностью», — говорит режиссер, руководитель группы кинопроизводства ГТРК «Алания» Рафаэль Гаспарянц.
Несмотря на свою прямоту и непримиримость, он был душевным и добрым человеком. К нему как магнитом тянуло людей разного возраста, положения и профессий. В его мастерской было всегда многолюдно.
Фотография — еще одна любовь Темиряева. Тысячи снимков, которые называют уникальными. Он видел по-особенному. Фотоискусство Мирон Михайлович преподавал на факультете журналистики и был всегда окружен молодежью. Сегодня руководством телерадиокомпании «Алания» учреждена именная премия Мирона Темиряева для операторов. 30 тысяч рублей ежегодно будет получать лучший в профессии.
С камерой в воздухе, под землей, под водой и за Полярным кругом. Для Мирона Михайловича, кажется, не осталось непокоренных вершин в профессии. На съемках «Человека-амфибии» он заработал радикулит. Как говорил сам, на съемках «Осетинской легенды» нашел друга. Вся его жизнь была непрерывным поиском. Поиском удачного кадра, правды, которая порой была для него разрушительной. Но по-другому Темиряев жить не умел.
ГТРК «Алания»
|