Культура [215] |
Спорт [180] |
Политика [1032] |
Происшествия [23] |
Преступность [150] |
Разное [202] |
Образование [84] |
Общество [1144] |
Экономика [367] |
- 000 Декабрь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Февраль
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Июнь
- 2014 Июль
- 2014 Август
- 2014 Сентябрь
- 2014 Октябрь
- 2014 Ноябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Январь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Июнь
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Ноябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
08:08 Выборов меньше, бюрократии больше | |
На этой неделе Госдума проведет правку закона об основных гарантиях избирательных прав граждан. Возвращается досрочное голосование, ужесточаются требования к документам для регистрации кандидатов. А список партий, допускаемых к выборам без сбора подписей граждан, не расширяется. Льгота остается только у парламентских партий и «Яблока». Впрочем, количество выборов, запланированных на 14 сентября, явно сократится из-за начинающейся муниципальной реформы. Скажем, в законе о замене прямого избрания мэров и местных советов их назначением может появиться норма о продлении полномочий гордум, решивших соответствовать новым правилам. Спешное изменение Госдумой выборного законодательства пока трактуется неоднозначно: либо партия власти не уверена в своих возможностях, а потому заранее стелет соломку, либо, наоборот, это элемент подготовки к ее возвращению в доминирующее положение. Законопроект, первоначально описывавший условия льготного доступа непарламентских партий к выборам в заксобрания субъектов РФ, на этой неделе будет одобрен Госдумой во втором и третьем чтениях. Впрочем, к окончательному принятию он превратился скорее в модернизированную версию всего закона об основных гарантиях избирательных прав граждан. Например, туда возвращена глава о досрочном голосовании, неконституционность фактической отмены которой на днях подтвердил Конституционный суд. Нижняя палата поспешила выполнить решение КС, указав, что волеизъявление граждан до дня выборов по причинам даже личного свойства вполне допускается. То есть если избиратель просто считает, что в определенный день ему идти голосовать будет просто неудобно, то он сможет получить от комиссии право сделать это заранее. Напомним, что в последнее время досрочка действовала только в отдаленных местностях и на полярных станциях, а все потому, что она была, по сути дела, признана избирательной технологией. Еще одна значительная часть законопроекта посвящена ужесточению правил и условий документальной фазы избирательных кампаний. Какие надо подавать бумаги в обязательном порядке, какие – в рекомендательном, а без каких можно и обойтись, какие требования по оформлению и заверению к ним предъявляются, что может служить основанием для отказа в их принятии – и т.д. и т.п. Избирательная бюрократия дошла до того, что теперь – после завершения кандидатом сбора подписей граждан в поддержку своей регистрации – ему надо будет собрать всех активистов и вместе составить протокол о сборе этих подписей, а потом обязательно в нем расписаться. Напомним, что для региональных выборов требуется собрать подписи не менее 0,5% его жителей – это для партийного списка. А для одномандатника задача будет посложнее – ему требуются автографы как минимум 3% избирателей его округа. Между тем сбор подписей граждан, от которого еще пару лет назад планировалось чуть ли не совсем отказаться, теперь снова станет массовым явлением. Дело в том, что профильный комитет ГД отказался от первоначальной задумки позволить идти на выборы без сбора подписей партиям, которые на предыдущих выборах в каком-либо из регионов взяли себе хотя бы одно партийное место. Теперь решено, что льгота будет для тех, кто сделал это в конкретном регионе. Проблема в том, что для подавляющего большинства партий предыдущих выборов в том или ином субъекте РФ не было, потому что они сами по себе только что возникли. Скажем, для участия в выборах Мосгордумы ни одна из российский партий, кроме «Единой России», КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», то есть парламентских партий, и «Яблока», выдвинуть своих кандидатов свободно не сможет. Впрочем, то же самое произойдет в том десятке с лишним регионов, считая Крым и Севастополь, где 14 сентября будут избираться заксобрания. Одновременно, как известно, интересные поправки готовятся к раскритикованному оппозицией закону о реформе местного самоуправления (см. «НГ» от 21.04.14), который позволит отменить выборы мэров крупных городов – а заодно и гордумы. Согласно имеющемуся в «НГ» тексту поправок, отказываться от выборов градоначальников можно будет после «учета мнения населения», под которым понимается референдум либо публичные слушания. Как будет определяться формат, пока неясно – хотя эти слушания как таковые в глазах граждан в последнее время выглядят несолидно. Уж слишком часто их результаты оказывались скроенными в пользу власти. При этом независимо от того, будут ли мэров выбирать или назначать, поправки предлагают закрепить институт сити-менеджеров как обязательный. Отдельное внимание текст поправок опять же уделяет «деполитизации» института выборов, чем и мотивируется отказ от прямых выборов городских и районных дум. Ранее схожую тактику «деполитизации» активно пытались использовать кандидаты от партии власти, которые шли на выборы, избегая бренда «Единая Россия». Напомним, что, согласно тексту законопроекта, напрямую теперь будут избираться только муниципальные депутаты поселений, из части которых потом и будут формировать районные и городские думы. Кстати, предполагается указать, что делегированных в них депутатов можно будет отзывать. Для того чтобы все переизбрания, а точнее, теперь уже переназначения мэров и депутатов прошли по ныне предлагаемой схеме, авторы поправок к законопроекту предлагают разрешить полугодовое продление полномочий для городских собраний, выборы в которых намечены на сентябрь нынешнего года. Однако в тех городах, где «действующие власти испытывают проблемы с легитимностью в глазах населения», выборы по новой схеме могут быть проведены досрочно, даже если они сформированы недавно. Для примеры депутаты приводят Волгоград, где городская Дума выбрана в 2013 году с конфликтами, а также Ярославль и Астрахань, которые «обезглавлены» из-за ареста мэров. Такая норма может рассматриваться как средство давления на оппозицию в городах, где она победу уже одержала или еще только может одержать. http://www.ng.ru/politics/2014-04-22/3_vybory.html | |
|
Всего комментариев: 0 | |