Меню сайта
Категории раздела
Культура [215] |
Спорт [180] |
Политика [1032] |
Происшествия [23] |
Преступность [150] |
Разное [202] |
Образование [84] |
Общество [1144] |
Экономика [367] |
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Поиск
Архив записей
- 000 Декабрь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Февраль
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Июнь
- 2014 Июль
- 2014 Август
- 2014 Сентябрь
- 2014 Октябрь
- 2014 Ноябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Январь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Июнь
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Ноябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
Друзья сайта
Главная » 2012 Май 6 » Зачем России госкорпорации
11:08 Зачем России госкорпорации | |
![]() «Луч» дружбы Сама по себе идея ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока – замечательная. Но, как обычно, благими пожеланиями выкладывают не ту дорогу. Опасен способ решения проблемы. Богатые, могущественные и никому не подконтрольные госкорпорации и без того давно называют «государствами в государстве». Но тут – берите выше. Страшно представить: две трети территории страны – причём самые богатые ресурсами регионы – могут превратиться в нечто вроде частного государства. Этими землями по собственному усмотрению будет управлять один-единственный финансово-промышленный монстр. Он установит свои законы и неформальные правила игры. Примерно так же, как два века подряд это делала знаменитая Британская Ост-Индская компания. Формально – отвечала за торговлю с необъятными колониями. На деле – с дозволения короны правила ими, полностью заменив государство. Всё это звучит как дурной анекдот или очередной бредовый прогноз аналитиков Госдепа США. Но эксперты утверждают: ситуация поразительно схожая. Судите сами. По закону о госкорпорациях, эти структуры получили от государства полный карт-бланш. Прежде всего, вопреки здравому смыслу, многотриллионное имущество Российской Федерации достаётся госкорпорациям не во временное управление, а в полную собственность. Второе: на этот сытный кусок пирога из бюджета намазывают кому сто миллиардов, кому – триллион рублей. Например, лоббисты «Сибирско-Дальневосточной» госкорпорации хотели бы получить 2 трлн. рублей. Всего-то шестую часть годового бюджета РФ. При этом деньги в некоторых госкорпорациях принято тратить на широкую ногу. Чего стесняться, если по закону государственный присмотр за расходами этих структур резко ограничен. В том числе со стороны налоговой инспекции и Счётной палаты! Даже им нельзя проверять госкорпорации без особой санкции сверху. Кстати, заодно они получили право засекречивать любую информацию о своей работе. Чем не мечта? Осыпают горами собственности и золота – и никакого контроля. Другой вопрос – к чему приводит работа по таким сказочным правилам. С этим не помешает разобраться всерьёз. Благо опыта достаточно. Несмотря на громкие заявления президента Дм. Медведева о вредности и бесперспективности госкорпораций, в РФ как были, так и остаются семь таких структур. Каждая на своём месте. Конечно, не все работают спустя рукава, транжиря государственные средства. Но – большинство. Одна госкорпорация прибрала оборонку, прежде всего – экспорт вооружений. Другая взяла под контроль олимпийские триллионы, третья просаживает средства ЖКХ, четвёртая за бюджетный счёт разыгрывает спектакль на тему развития передовой науки и т.д. Логично начать с самого крупного монстра. В ноябре 2007 г. появился президентский закон о создании Ростехнологий. Руководителем стал С. Чемезов. Его биография не секретна. Напомним: с 1983 по 1988 г. Сергей Викторович работал в ГДР – возглавлял представительство производственного объединения «Луч» в Дрездене. В те же годы в том же городе по линии КГБ служил В. Путин. В Дрездене они подружились. Вероятно, два десятилетия спустя это знакомство помогло С. Чемезову создать и возглавить невероятный по мировым меркам клубок, в котором сплелись 592 бывших государственных предприятия. В бездонную кучу-малу набросали всё, что нашлось в закромах родины. Это и десятки бывших оборонных «ящиков» и заводы радиоприборов, которые присыпали предприятиями – разработчиками химических композитов. В рамках Ростехнологий вертолётными объединениями вертят те же люди, что производителями оптики. Пожалуй, невозможно обнаружить отрасль, в которой бы не работало то или иное ответвление Ростехнологий. Авиаперевозки, сотовая связь, биосинтез белков и выпуск покрышек – всё охватила всеядная структура. Есть даже собственный банк, случайно доставшийся вместе с активами АвтоВАЗа. Само собой – спонсируют футбольный клуб «Крылья советов». Также зачем-то французскую гоночную команду «Лотус-Рено». В общей сложности в госкорпорацию собрали предприятия, на которых трудятся 940 тыс. человек. Это второе место после крупнейшей по числу сотрудников компании Европы – «Российских железных дорог». Не по уставу Разумеется, на бумаге цель создания Ростехнологий – была благая донельзя. В уставных документах чёрным по белому сказано: подъём российской промышленности, разработка сверхсовременной продукции, рост высокотехнологичного экспорта. Взглянем на дела. Особенно – на бурную помощь в развитии передовых отечественных технологий. Для начала – в гражданском секторе. Например, российский автопром Ростехнологии подняли ударно. Тольяттинский АвтоВАЗ, который с 2008 г. за счёт государственных 25 млрд. руб. спасали управленцы госкорпорации, в итоге перешёл под контроль франко-японского концерна «Рено-Ниссан». Дальнейшая судьба многострадального завода в тумане. Рассказывают, проблема в том, что французы видят АвтоВАЗ не более чем отвёрточной сборочной площадкой для импортных комплектующих. Вся надежда на японцев – они рассчитывают переоснастить цеха, наладить в Тольятти полноценное производство трансмиссий и двигателей. Правда, спор новых акционеров не закончен. Зато Ростехнологии умыли руки и отчитались об успешном спасении завода. Второй пример из смежной области: принадлежащий Ростехнологиям производитель грузовиков КамАЗ. Сейчас он вливается в германский концерн «Даймлер». Мало кто удивится, если через несколько лет из российских составляющих в КамАЗах останется одно название. Третий удивительный автопроект – совместное предприятие Ростехнологий с итальянской шинной компанией «Пирелли». Аналитики до сих пор ломают головы – кто надоумил С. Чемезова затевать на двух площадках в Кирове и Воронеже производство настолько дорогих покрышек? Дело в том, что «Пирелли» специализируется на резине для очень недешёвых автомобилей. Это не народные авто, а разнообразные «Бугатти», «Ламборгини», премиальные «Мерседесы» и «Ауди». Поэтому в России доля шин «Пирелли» ничтожно мала. Тем не менее Ростехнологии сочли необходимым построить завод с бешеным объёмом производства – 6,5 млн. штук в год. Куда потом девать эти покрышки – вопрос. Разве что принудительно обуть в них многочисленные чиновничьи лимузины. Разумеется, тоже за бюджетный счёт. Так что силами Ростехнологий развитие российского и автомобильного и шинного производств идёт по нарастающей. По крайней мере в плане роста цен продукции. Схожим образом госкорпорация поспособствовала «процветанию» отечественной авиационной промышленности. Важно знать: Ростехнологии – крупнейший российский лоббист, по пробивной силе и влиянию на первых лиц сравнимый только с «Газпромом». Во многом – в силу биографии руководителя. Как применяют лоббистский ресурс? Факты таковы: в состав госкорпорации входят два десятка НИИ и заводов, тесно связанных с авиапромом. Они погибают без новых заказов! Российское производство гражданских лайнеров – 5–12 штук в год. Основные мировые конкуренты – «Боинг» и «Эйрбас» – ежегодно выпускают по 400–600 пассажирских самолётов. Виновато государство, которое настолько бездарно выстроило правила игры, что отечественные авиакомпании активно закупают сильно подержанные зарубежные лайнеры, потому что не могут получить выгодный кредит на приобретение новых российских машин. В результате сейчас состав парка крупнейшей авиакомпании РФ – «Аэрофлота» – таков. В нём 95 лайнеров производства европейского концерна «Эйрбас» и девять «боингов». И только 13 самолётов российского производства. Теперь – самое удивительное. Летом прошлого года «Аэрофлот» принял революционную стратегию развития до 2015 года. Компания заявила – парк лайнеров вырастет в 4–6 раз, до 400–600 машин. Заказ гигантский! Между тем Ростехнологии владеют небольшим пакетом акций «Аэрофлота». Госкорпорация постоянно заявляет, что будет продавать авиаперевозчику новый среднемагистральный пассажирский лайнер МС-21. Только сроки начала серийного производства этого самолёта всё время сдвигаются. В феврале 2012 г. их перенесли на 2020 год. Тем временем всплыли любопытные подробности. Как оказалось, одновременно с принятием стратегии развития, между делом, Ростехнологии пролоббировали сделку на поставку «Аэрофлоту» 50 самолётов «Боинг-737»! Причём не просто продавили в правительстве разрешение на покупку. Ростехнологии сами приобретут лайнеры производства США и сдадут их «Аэрофлоту» в лизинг. Стальные достижения Вот такая своеобразная поддержка российских производителей и передовых отечественных технологий. Кстати, вся эта красота делается людьми, получающими зарплаты от 780 тыс. руб. в месяц. Столько в Ростехнологиях с учётом премий платят руководителям уровня директора департамента. По оценкам экспертов, глава госкорпорации получает примерно 2 млн. руб. в месяц. Заодно компания обильно увешана «гирями». Так в госкорпорациях называют родственников руководства, посаженных на особо тёплые места. Впрочем, сам С. Чемезов в подобном не замечен. Хотя его сын Станислав и жена Екатерина владеют компаниями, много раз выступавшими подрядчиками Ростехнологий. Например, компания жены С. Чемезова разработала автоматическую коробку передач, которую собирались ставить в «лады». Хотя после прихода на завод французской «Рено» от идеи отказались. Всё это – гражданский сектор. Теперь о главном – оборонной составляющей бизнеса Ростехнологий. Вот цифры: предприятия этой госкорпорации дают 23% производства российского ВПК. Почти четверть. Надо ли напоминать, что каждый год между Минобороны и заводами-поставщиками возникают грандиозные скандалы из-за бешеного роста цен на военную продукцию и регулярных срывов поставок? Результат ужасен. Минобороны пошло ва-банк и постепенно начало закупать западную боевую технику! Французские «мистрали» – огромный заказ, уплывший за рубеж. Также военные покупают итальянские вертолёты и даже пистолеты. Недавно генерал-полковник А. Постников сделал шокирующее заявление на заседании комитета по обороне Совета Федерации. «Образцы оружия, которые производит промышленность, в том числе бронетанковое, артиллерия и стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже Китая», – сообщил он. Между тем входящий в Ростехнологии производитель бронетехники – Уралвагонзавод – оказался на грани банкротства. Та же история на Ижмаше, выпускающем стрелковое оружие. Под руководством госкорпорации долги легендарного завода достигли 2 млрд. рублей. Аналогичная ситуация – на многих якобы спасённых госкорпорацией оборонных предприятиях. Отдельная история – развал «Русспецстали». Она выпускала уникальные сплавы, не имеющие аналогов в мире. Без таких металлов оборонки – не бывает, за рубежом их никто не продаст. Холдинг объединял три предприятия: Ступинскую металлургическую компанию, ПО «Баррикады» и металлургический завод «Красный Октябрь». В конце 2010 г. Ростехнологии обанкротили едва заработавшую «Русспецсталь». Наконец, месяц назад пришла другая сенсационная новость. Ростехнологии готовы продать крупнейшего в мире и единственного в РФ производителя космического металла – титана компанию ВСМПО-Ависма. Не исключено, покупателем станет зарубежная компания. «АН» посвятили этому отдельный материал. Когда всплыли детали титановой сделки пошёл немалый шум, С. Чемезов пошёл на попятную, заявив: планов продажи якобы не было. Что в итоге? Пример Ростехнологий наглядно доказывает: при всех грандиозных льготах, правах и преференциях госкорпорации паршиво справляются с ролью спасителей российской промышленности. Под их руководством так называемое развитие отечественных технологий в конечном счёте выливается в банальную продажу на корню заводов иностранцам. Такими темпами через десятилетие Ростехнологии обанкротят ключевые предприятия и превратятся в посредника при закупках иностранного оружия. Возможно, корпорации это будет выгоднее. Всё до лампочки Ростехнологии – самый очевидный случай, но далеко не единственный. Разумеется, не все госкорпорации – такие же «экономические мутанты». Например, нет претензий к работе «Агентства по страхованию вкладов». Оно работает как часы и помогает десяткам тысяч человек. По сути, это отлично отлаженная государственная система, которая гарантирует вкладчикам всех прогоревших банков практически моментальный возврат средств. За многие годы работы не было ни одного сбоя в работе агентства. Схема его финансирования устроена так, что деньги нельзя украсть или прокрутить в собственных интересах. Так что в данном случае форма госкорпорации себя оправдывает. Также нет особых претензий к Росатому. По структуре и работе он копирует советское Министерство атомной промышленности. Зато новая форма корпорации позволила атомщикам хорошо зарабатывать на жизнь, не обивая чиновничьи пороги с протянутой рукой. Разумеется, это огромная сеть предприятий, где, как везде, встречаются и накладки, и проблемы, и воровство. Но с ядерной тематикой – не забалуешь. Ростатом – не вымороченная структура, она неплохо справляется с текущими сложностями. Но есть госкорпорации иного типа. Например, накопился вагон вопросов к работе чубайсовского Роснано. Эта госкорпорация проглотила 120 млрд. бюджетных рублей, результат – нулевой. Даже не смешно, когда под видом нанотехнологий народу всерьёз демонстрируют тусклые 60-ваттные диодные лампочки стоимостью 1 тыс. руб. штука. Вспомним также офис, который Роснано арендуют почти за 4 млрд. руб. в год, бешеные даже по мировым меркам зарплаты руководства, десятки провальных проектов, также – 15 млрд. «нанорублей», всплывших в швейцарском банке. Тут есть в чём покопаться. Не меньше претензий к госкорпорации «Олимпстрой». Руководителей стройки века меняют как перчатки. Сроки сдачи олимпийских объектов, явно срываются. В Сочи и окрестностях уже закопаны несметные суммы – концов не найти. Хотя понятно: траты госкорпорации сравнимы с бюджетом небедного европейского государства. Куда ушла эта прорва денег? Почему спортивные дворцы возводят на скорую руку, без надёжных исследований грунтов и почв? С какой стати в последние месяцы частные инвесторы в олимпийские объекты один за другим бегут со строек? Наконец, есть ли в РФ хоть один чиновник, который знает точную сумму, которую государство вкачало в бездну Олимпстроя? Пока вопросов больше, чем ответов. Так что – тема госкорпораций, а также их тайн, столь же неисчерпаема, как финансовые бездны Олимпстроя. Она так же запутана, как структура Ростехнологий, и загадочна, как мифические нанотехнологии г-на Чубайса. "Аргументы Недели"
| |
|
Всего комментариев: 0 | |