Мнение депутата Парламента РСО-Алания, доктора экономических наук, профессора Ноха Хасанбиевича ТОКАЕВА
Как известно, рассмотрение законодательного акта о повышении денежных вознаграждений высших должностных лиц и госслужащих РСО-Алания оказалось более многомерным, чем ожидалось всеми нами на момент рассмотрения в Парламенте. На мое имя, как депутата, поступило множество вопросов, в которых избиратели уточняют справедливую сторону принятия решения о росте зарплаты не только лицам, занимающим госдолжности, но и госслужащим. Последние, безусловно, требуют к себе большего внимания, так как, во-первых, их больше, во-вторых, работают на относительно более низкой зарплате.
Создается такое впечатление, что нам, депутатам Парламента РСО-Алания, необходимо не дать возможности обрасти этой проблематике в политическом варианте. Этого нельзя допускать, пояснив себе, поясняя всей общественности республики, что проблема состоит в категорической нехватке финансовых, т. е. бюджетных средств.
Во втором заходе на этот законопроект мы мало что можем изменить. Все может повториться с его отклонением Главой республики, и это только по причине нехватки средств, их нет в бюджете республики, который мы приняли.
При повторном рассмотрении исключение из законо-проекта повышения зарплаты лиц, занимающих госдолжности высшей категории, дает всего, насколько мне известно, 29 млн рублей. Но это не выход из положения, и снова фигурирует сумма в 219 млн рублей. То есть в новом проекте заложен простой механизм переноса решения на госслужащих, низкооплачиваемых. Но в целом сумма для республиканского бюджета зашкаливает. Правительство, Минфин республики, как я понимаю, не укладываются таким решением в норматив бюджетных расходов на госаппарат.
В принципе, если Парламент второй раз примет законопроект, то нарушит соблюдение единого принципа госслужбы, т. е. соблюдение единства подхода к решению проблемы регулирования зарплаты этим категориям работников.
Что можно предложить и что я предлагаю? Во-первых, вернуться к этой проблеме позднее, когда ситуация с бюджетом, вслед за экономикой республики, улучшится.
Во-вторых, при принятии такого законопроекта не исключать госдолжности высшей категории, так же как госслужащих, но задать другой темп роста зарплат, различных выплат и тем самым идти постепенно вверх…
В-третьих, нельзя допускать прецедента в части преждевременной спровоцированности такой же постановки вопроса от муниципальных служащих, а их в республике значительно больше. Если мы при повторном рассмотрении примем (одобрим) законопроект, то зарплата низшего звена республиканских госслужащих окажется выше, чем среднего звена муниципальных служащих, а это уже будет проблемой консолидированных бюджетных расходов республики: они вырастут сильно…
Нам всем надо глубже и разностороннее осознавать, что 2015 год будет сложным, в том числе он нас заставляет переоценить все «уважения», но, естественно, не будет никаких запретов на повышение заработной платы госслужащим. Руководитель республики правильно поступил, что временно приостановил решение проблемы. Можно вернуться к вопросам расходования бюджетных средств, их перегруппировке и т. д., но главнее — надо идти по пути поиска дополнительных бюджетных доходов.
К отмеченным положениям добавлю, что нельзя на основе отклонения указанного законопроекта никого разделять и тем более противопоставлять. Не следует выкручиваться в создавшейся ситуации и в том числе путем каких-то передергиваний, так как эффект будет отрицательный. Еще раз подчеркну, что есть возможности смягчить принятые решения путем отложения их до лучших времен. Прогнозирую профессиональное понимание в Парламенте той ситуации, что законопроект не является предметом торга. Надо учесть при повторном его рассмотрении, что есть необходимость учета расходной нагрузки на республиканский бюджет в решении других вопросов.
Опыт разработки, принятия и исполнения бюджета республики в прошлые периоды подсказывает также, что такие суммы (200 млн и более) при отсутствии средств могут приводить к системным раскруткам новых проблем. При повышении зарплаты чиновникам, т. е. всем, кто на государственной службе, нельзя допускать неточностей, недосказанностей. Тем более, когда все расходы находятся в критическом состоянии. Вопрос состоит в дофинансировании расходов по десяткам направлений, не увеличивая дефицит, как это делалось ранее в республике. Если у нас есть возможности еще раз «урезать» расходы, давайте это делать, но простые решения не пройдут, не та ситуация. Давайте внимательно будем относиться к проблематике расходования каждой бюджетной копейки, каждого рубля и будем находить новые подходы к оценке ситуации с бюджетами.
В газетной публикации позволю напомнить, что в принятом республикой Прогнозе социально-экономического развития на 2015–2017 гг. декларируется относительно устойчивая тенденция экономического роста. Но в наступившем 2015 году есть обозначенность проблематики неопределенностей в экономике. Это значит, что в нашем Прогнозе много желаемого, но не реалистичного. Кроме того, следует полнее учитывать, что Прогноз социально-экономического развития, так же как и бюджет республики, сформирован на три года, и они тяготеют к обозначенности необходимых изменений положительного характера, но возникает проблема: а что кладется в основу таких прогнозных показателей, таких расчетов, которые приводятся? Есть ли для всего этого доходные возможности?
Необходимо нам полнее учитывать, что в республике Прогноз по финансам представлен только бюджетной проблематикой и к тому же только в корреляции (методом корреляционного расчета). Нарастающий итог финансовых показателей Прогноза не имеет достаточной доказательной базы и носит весьма вероятностный характер, в том числе по ситуации в экономике страны.
Не отказываюсь доверять республиканскому Прогнозу о выборе приоритетов бюджетных расходов, например, на инвестиционные цели — это правильная позиция. Но есть проблема ориентированности расходов по отраслям экономики, территории республики, по социальным выплатам, страховым, зарплатам и т. д.
В этой связи нет достаточно обоснованной, убедительной прогнозной оценки того, как будут расти расходы — бюджетные, в частности, и не только они. Обычно дефицит бюджета больше возрастает из-за недобора доходов. Ныне, в 2015 году, ситуация может меняться — понадобятся дополнительные повышенные расходы по ряду направлений (продовольственные дотации, лекарственное обеспечение населения и так далее).
Общий вывод остается таким: я за решение проблемы повышения денежных вознаграждений высших государственных должностных лиц республики и госслужащих (это действительно проблема), но пока на эти цели нет бюджетных средств. Напомню, по многим бюджетным выплатам нет средств, в том числе на страхование. Могут быть острые обстоятельства с выплатой заработной платы. Год только начался, но федеральные власти уже срезали на 10% дотации регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности. Приходится это тоже учитывать.
Мнение нашего постоянного эксперта по экономическим вопросам Дзамболата КУНДУХОВА:
Максимально предельные возможности как республиканского, так и консолидированного бюджета республики на 2015 год не обеспечивают покрытие расходов на повышение зарплат государственным гражданским служащим. На эти цели нужно 219 млн рублей. Подобного объема средств в бюджете нет, даже если поднимать зарплаты только республиканским служащим младшего и среднего звена.
Достаточно взглянуть на исполненные ранее и утвержденные на текущий год финансовые показатели по разделу «Общегосударственные вопросы». В 2015 году, исходя из плановых значений, расходы на общегосударственные вопросы предусмотрены в объеме 822 млн рублей, что составляет 69,5% от 1 182 млн рублей, предусмотренных в 2014 году. А по факту за 9 месяцев прошлого года по данному разделу было потрачено 771 млн рублей, из которых фонд оплаты труда составил 375 млн рублей.
Чтобы убедиться в том, что в бюджете республики средств на повышение зарплат чиновников нет, можно привести и более наглядный пример. Смета парламента на 2015 год составляет 103 млн рублей, тогда как объем ассигнований на обеспечение деятельности парламента предусмотрен в сумме 66,5 млн рублей. Только фонд оплаты труда уже превышает 68,5 млн рублей бюджетные назначения. А учитывая то, что в прошлом году смета составляла 90 млн рублей, становится очевидным, что в бюджете на текущий год нет средств на выплату зарплаты даже на уровне действующих размеров, не говоря уже о повышении. И такая ситуация по каждому подразделу — что на содержание правительства, что на содержание судебной системы или контрольно-счетной палаты. Остальные расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» не менее обязательны — это государственные программы республики, такие как: «Развитие межнациональных отношений в РСО-Алания»; «Поддержка и развитие малого, среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности в РСО-Алания»; «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения РСО-
Алания»; «Развитие культуры в
РСО-Алания»; «Развитие образова-ния в РСО-Алания» в части расходов на обеспечение деятельности научных организаций и грантовой поддержки научных исследований.
В этой связи сначала целесообразно определить, где взять недостающий объем средств на обеспечение действующего размера оплаты труда и иные расходы, необходимые для выполнения своих функций, и только потом думать о повышении. Ну и, конечно, за ростом доходов республиканских чиновников должны поспевать и муниципалы, так как одним из основных направлений, обеспечивающих тесную взаимосвязь между муниципальной службой и государственной гражданской службой, является соотносительность основных условий оплаты труда и иных социальных гарантий. Говоря проще, размер оплаты труда по аналогичным должностям и чинам между сотрудниками государственной гражданской и муниципальной службы должен отличаться только на уровень власти. То есть увеличение заработной платы республиканских служащих предполагает дальнейшее аналогичное повышение заработной платы и для муниципальных служащих.
На данный момент, согласно данным Госстата по РСО-Алания, средняя заработная плата республиканских чиновников составляет 27 тыс. рублей в месяц, что на 8 тыс. рублей больше, чем аналогичный показатель по муниципальной службе.
Разрыв довольно существенный. Повышение только по республиканским чиновникам увеличит его еще ровно в два раза. Ситуация может приобрести абсурдные формы, когда зарплата республиканского чиновника младшего звена будет выше заработной платы муниципального служащего в должности начальника отдела.
Для того чтобы соблюсти баланс между ветвями власти, повышение необходимо осуществлять последовательно. Республиканских служащих 1 870 человек, муниципальных значительно больше. Сумма не маленькая. Естественно, что муниципальным образованиям такие средства и не снились. А республика помочь не может.
Исходя из изложенного, несмотря на всю актуальность и значимость рассматриваемых поправок, их реализация в разумной форме с соблюдением баланса между уровнями власти в настоящее время не представляется возможной.
Более того, на фоне кредиторской задолженности перед внебюджетными фондами по работникам учреждений здравоохранения и образования в сумме 100,1 млн рублей или отсутствия средств на повышение заработной платы работникам учреждений культуры, а это обязательство установлено майскими указами президента, возможность изыскания дополнительных средств на повышение заработной платы республиканским служащим не имеет под собой никакой экономической перспективы.
|