55 лет со дня рождения и 30 лет творческой деятельности заслуженной артистки Северной Осетии Тимы ПИНАЛОВОЙ
В творческой биографии заслуженной артистки Северной Осетии-Алании Тимы Пиналовой каких только представителей флоры и фауны не было… Мелкие зверушки и крупные хищники, домашние животные, рептилии и нечистая сила… Даже Дерево абрикосовое… Это все в технике театра кукол, а в живом плане приходилось осваивать всю панораму сословий — от простой молодой героини до царственных особ, среди которых иногда появлялись Жабы. В поисках сценической правды, послушно выполняя замыслы режиссеров, актриса переходила границы разных театральных времен, но комфортнее всего оказалось сказочное время, в котором она пребывает наибольшую часть своей 30-летней актерской биографии, сохраняя верность единственному творческому коллективу, который она превыше всего ценит и любит, — Театру юного зрителя «Саби». Не каждый может играть в детском театре, для этого нужно иметь особые качества, призвание. И Пиналова стремилась открыть для себя тайны профессии, не жалея сил и времени, вглядываясь в каждодневную работу уникальных мастеров театра старшего поколения — Е. Зубиной, В. Рамонова, Г. Пухова, З. Плиевой и других, кто давно утвердился как актер-наставник, и педагог, и друг детей, понимающий их психологию, способный на живое, непосредственное общение.
За 30 лет актрисой создано более 100 ролей. Теперь уже она среди наставников и не устает пропускать через себя проблемы молодых, радоваться их удачам…
«Показателем творческой атмосферы у нас в театре, — говорит юбиляр, — является искреннее отношение друг к другу, умение сказать и выслушать правду, порядочность, доверительные отношения, из чего в итоге возникает то, что очень ценится в театральном мире — настоящее творческое партнерство. Дети прекрасно все это чувствуют… и сами становятся талантливыми партнерами, всей душой включаясь в волшебный мир сказки. Они всегда на стороне добра и справедливости. Ощущать их реакцию — дыхание, смех, возгласы — это настоящее счастье! Сейчас дети очень развитые, и театр заботится обо всех.
Наша репертуарная программа включает лучшие произведения для разных возрастных категорий, начиная от народных сказок для самых младших зрителей и кончая произведениями из школьной программы. Вот, к примеру, “Маленький принц”(режиссер Н. Саламова), где я играю Змея. Спектакль решен в сложной технике открытого кукловождения, то есть без ширмы. И мы каждый раз, делясь впечатлениями за кулисами, отмечаем, что одинаково внимательно смотрят и слушают великолепный текст Экзюпери дети и взрослые… То же самое было в свое время на спектакле “Слово о полку Игореве” (режиссер А. Заоева), где кукольный план в сочетании с живым рождали драматическую ситуацию. Помню свою роль плакальщицы и весь спектакль, который требовал большой теоретической подготовки. Пришлось перелопатить не одну античную трагедию, где хор был действующим лицом, и плачи в осетинском и русском фольклоре…
Трудно сказать, какая роль самая любимая… Мне близки роли матерей — Нана (“Аршой”), мать Ивана в последней премьере сказки “Морозко”. В первом варианте я играла капризную дочку — Марфушу. Теперь, через 20 лет, — маму Ивана. Роль эпизодическая, но от этого не легче, когда за короткое сценическое время нужно биографию и характер в жанре воссоздать. Радостно работать с молодыми партнерами — Зариной Джигкаевой (Марфуша), Ацамазом Васильевым (Иван), Камилой Моргоевой (Настенька). Постановка Эрмика Бабаянца вошла в золотой фонд репертуара.
Честно сказать, меня поразил в очередной раз наш художественный руководитель Владислав Колиев. Он привез из Краснодара елку. Когда ее установили на сцене, никто не понял загадочной улыбки руководителя: елка идеальной формы, как натуральная, но когда ее зажгли, все волшебство проявилось. Все озарилось неземным сиянием, невиданной игрой лучей… Все просто ахнули! Внутренняя потребность создавать праздничную атмосферу — дар, талант!
Мне дороги многие спектакли, даже если не была в них занята: “Кутясик и Кутилка”, “Побратимы”, “Краса ненаглядная”, “Шкатулка”, “Буквы”, “Котенок по имени Гав”, “Сладкий родник”… Мне везло с режиссерами, художниками… Костюмы всегда исключительные… Вот только здание ветшает, несмотря на постоянные усилия его подремонтировать. Все мы мечтаем, чтобы наше поколение успело поработать в условиях новых сценических технологий. Чтобы дети приходили в театр как в храм и всесторонне, гармонично развивались, чтобы были счастливы! И сохраняли бы в душе детство до старости как великое благо!»
Марина ВАСИЛЬЕВА,
театровед
|