«Жильцы должны платить лишь за те услуги, которые они реально получают, а не за то, что им “рисуют” в квитанциях».
В. В. Путин, 13 апреля 2009 г.
«В сфере ЖКХ воровали всегда. Но в последнее время масштабы и количество афер вышли на новый уровень. Жулики нашли немало лазеек в законодательстве, чтобы безнаказанно потрошить карманы владельцев жилья».
Сергей Иноземцев, представитель Генпрокуратуры
Не сделаем открытия, если скажем, что самой больной проблемой, которая так обостряет социальное напряжение в российском обществе, является ситуация в системе ЖКХ. Эта тема у людей на устах, она присутствует также в тысячах комментариях в Интернете. А ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги) расшифровывают в народе не иначе как «жилищно-коммунальная удавка», которая с каждым годом все туже затягивается на шее населения, измотанного от разных государственных поборов и наглого грабежа хозяевами так называемых естественных монополий.
Владимир Путин охарактеризовал реформу ЖКХ, которая началась в конце прошлого века, как «сложную и малопонятную». Но если эта реформа малопонятна для руководства страны, то как ее могут понять и, самое главное, принять рядовые граждане? Создается впечатление, что законодатели «реформы» специально запутывают все до такой степени, чтобы никто не смог разобраться в так называемых нормативно-правовых актах в сфере ЖКХ. Особенно — население.
И действительно, большинство населения не понимает механизма начисления коммунальных платежей. Но и в управляющих компаниях не спешат знакомить людей с информацией, как они составляют свои расчеты по оплате. Из-за несовершенства системы ЖКХ впустую утекают из бюджета страны десятки миллиардов рублей. Тарифы из года в год растут, а положение дел не меняется. Не меняется качество предоставляемых услуг, если их можно назвать таковыми. Проблема обсуждалась и в Общественной палате Российской Федерации в марте 2012 года, где делегаты от Северной Осетии Зита Салбиева и Александр Купцов представили выработанные Общественной палатой республики рекомендации по улучшению ситуации в этой отрасли. Однако до сих пор неясно, какие из этих рекомендаций приняло правительство страны к внедрению в жизнь.
Существенное влияние на рост инфляции в стране оказывает рост тарифов на услуги государственных монополий в сфере ЖКХ (газ, электроэнергия, горячая вода). Изношенность коммуникаций в большинстве городов в сочетании с анекдотично неэффективным управлением в сфере ЖКХ выжимают из кошельков жителей старых и новых домов все больше денег.
Это приводит к удорожанию потребительской корзины в целом. Тарифы повышаются постоянно, но неравномерно. Поэтому оценить, насколько велик вклад этого фактора в общее удорожание жизни, сложно.
Пессимистически звучит, но в ближайшие годы улучшения ситуации в этой сфере ждать не приходится. И несомненно то, что каждый год ЖКХ обеспечивает несколько процентов инфляции.
Самая настоящая вакханалия с ростом тарифов творится в Северной Осетии. Так, в конце 2011 года средства массовой информации сообщили о том, что в ходе проведенных проверок Генеральной прокуратурой РФ были выявлены существенные нарушения в сфере формирования тарифов в регионах Северо-Кавказского федерального округа — Ингушетии, Северной Осетии, Чечне и Карачаево-Черкесии. Здесь умышленно завышались тарифы на электроэнергию. При составлении расчетов на тарифы местные органы тарифного регулирования учитывали необоснованные расходы. В частности, выявлены какие-то непонятные выплаты вознаграждений членам Ревизионной комиссии и Совета директоров, незаслуженных пенсий, двойной учет затрат по оплате труда работников и т. д.
Генпрокуратура поручила прокурорам упомянутых регионов срочно принять меры, направленные на отмену незаконно введенных тарифов на электроэнергию. Однако с тех пор прошло около трех лет, но незаконные тарифы не только не были отменены, но продолжают повышаться такими же темпами, как и в преды-
дущие годы. Мало того, после выявления упомянутых нарушений энергосбытовые организации республики стали предъявлять потребителям взятые с потолка суммы за якобы общедомовое
потребление энергии. При этом нет никаких разъяснений, каким образом рассчитываются именно такие суммы.
По необоснованным тарифам взимают плату с потребителей и газовики. Так, в одной из публикаций в газете «Пульс Осетии» под заголовком «Северная Осетия — Крайний Север?» отмечалось: «В Северо-Западном федеральном округе, в частности в Республике Карелия, которая относится к району Крайнего Севера, норматив расхода газа на отопление составляет 6,2 кубометра на квадратный метр общей площади жилья, в Ростовской области — 6,2, а в РСО-Алания — 8,4 (!!!). И самое удивительное то, что у наших ближайших соседей этот норматив значительно ниже: в Ингушетии и Чечне — по 6,3, в Кабардино-Балкарии — 6,6 кубометра газа на квадратный метр.
Таким образом, из 13 субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов самый высокий норматив расхода газа на отопление — на территории Северной Осетии. Вероятно, разработчики этих нормативов полагают, что раз Осетия называется Северной, она находится где-то на берегу Северного Ледовитого океана…»
В очередной раз заметим, что потребители Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского национальных округов, географически расположенных в зоне вечной мерзлоты, оплачивают по таким же нормативам расхода газа на отопление, как и в Северной Осетии… На это неоднократно обращалось внимание структур антимонопольной и тарифной служб республики, правоохранительных органов. Но, видимо, у этих ведомств нет интереса стабилизировать социальную ситуацию в Осетии.
30 апреля 2014 г. Правительство Российской Федерации издало Распоряжение № 718-р,
согласно которому, начиная с июля 2014 года, рост цен на коммуналку будет подчиняться индексам изменений размера оплаты услуг. В чем суть нового документа? «В том, — пишет еженедельник «Аргументы и факты», — что контролировать рост цен на ЖКХ будут не по отдельным тарифам, а по конечной сумме, которая каждый месяц уплывает из наших кошельков на счета поставщиков услуг. В качестве примера берут абонента, который платит за воду, свет, газ и отопление по самым высоким в регионе ценам. Например, в июне 2014 года он заплатил 5000 руб. Если индекс — 5%, то в декабре того же года при том же объеме потребленных услуг “коммуналка” должна обойтись ему не дороже 5 250 руб. На текущий ремонт, телефон и другие платежи индексы не распространяются.
При расчетах учитывают индекс потребительских цен в регионе за предыдущий год и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. Иным словом, как жили раньше и как будем жить дальше. К каждому уже рассчитанному на 2014 год индексу приложили предельно допустимое отклонение — процент, на который можно отклоняться от индекса в некоторых муниципалитетах региона (к сожалению, не указано, на каком основании муниципалитеты могут получить такое право и как рассчитывали само отклонение).
В целом СКФО — обладатель индексов, что называется, «ниже среднего». Максимальные значения на 2014 год — у Республики Саха (Якутия): индекс 6,7, отклонение 3,5 и Камчатского края: индекс 6,7, отклонение 3,4. На Северном Кавказе выше всех индекс у Ставрополья: 4,4 с отклонением 2,2, а самый низкий — в РСО-А: 3,2 с отклонением 1,6. Североосетинский индекс — самый низкий во всей стране! Но и это не главное открытие, которое мы сделали, изучив таблицу индексов, которая содержится в приложении к распоряжению правительства № 718-р от 30 апреля 2014 года. Следующие регионы с конца списка — Москва (индекс 3,5) и Московская область (индекс 3,6). Вот и получается, что, применив сложные и запутанные формулы, власти нашей страны уравняли по росту расходов на ЖКХ столичный регион и небольшую северокавказскую республику. И это несмотря на то, что по отчетам федеральной службы статистики за 2013 год, Москва занимала по уровню доходов населения третье место, а Северная Осетия — аж 64-е! Вот такая ЖКХ-арифметика».
Как воспринят к исполнению этот нормативно-правовой документ в Северной Осетии, тема другого разговора, к которому мы вернемся в скором времени.
О «делах» коммунальщиков Владикавказа в газете «Пульс Осетии» № 31 от 12 августа был перепечатан материал из «Новой газеты» под заглавием «Данко поневоле». Приведем некоторые выдержки из той статьи.
Итак.
«Вы, конечно, оплачиваете квитанции за тепло, за газ и за свет, но из этого вовсе не следует, что ваши деньги попадают по нужному адресу. …Коммунальные платежи оседают на счетах посредников, связанных с местными властями. Именно их нужно будет благодарить в том случае, если вам вдруг отключат газ.
Управляющая компания деньги с потребителей газа собирает — больше 90% и, соответственно, эти деньги, собранные с добросовестных потребителей газа, уводит на свои офшорные счета, фактически занимается хищением».
Так Владимир Колокольцев, министр внутренних дел России, обозначил одну из ключевых причин неплатежей теплоснабжающих предприятий…
«И на этом фоне выделяется ситуация с тепловым комплексом города Владикавказа. За последние три года им управляет уже третье юридическое лицо. При этом в режиме работы котельных и теплосетей, естественно, ничего не меняется, потребители в целом платят исправно, а вот теплоснабжающие предприятия почему-то накапливают долги перед газовиками и затем успешно ликвидируются».
Как отмечалось в статье, учредителем всех трех юридических лиц по теплоснабжению, каждый из которых в результате накопления сотен миллионов долгов перед газовиками и банкротился, являлся Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации г. Владикавказа. В результате такой деятельности городских властей на 1 апреля 2014 года долг Владикавказа газовикам составил астрономическую сумму — 823 миллиона рублей. Для погашения долга власти города предлагают отдать газовикам собственность столицы республики — газовые сети Владикавказа.
«Можно, конечно, спросить: при чем здесь тепловая организация и мэрия, если потребители тепла за него не платят? Однако не все так однозначно. Заместитель гендиректора “Владикавказских тепловых сетей” Алексей Тхостов, возглавлявший в свое время ВМУП ТС, в своем интервью, вышедшем в начале апреля этого года, сообщил, что долги населения перед компанией составляют 400 млн рублей, тогда как долги перед газовиками в два раза больше», — говорится дальше в статье.
Напрашивается неутешительный вывод, что недалек день, когда и нынешнюю теплоснабжающую организацию ОАО «Владикавказские тепловые сети», которая тоже успела накопить многомиллионный долг, как и ее предшественники, тоже объявят банкротом. И опять городские власти создадут новую теплоснабжающую организацию, которая переймет опыт своих предшественников по изъятию народных денег.
Информационно-аналитический
отдел СОРО ПП «ПАТРИОТЫ РОССИИ»
|