Культура [215] |
Спорт [180] |
Политика [1032] |
Происшествия [23] |
Преступность [150] |
Разное [202] |
Образование [84] |
Общество [1144] |
Экономика [367] |
- 000 Декабрь
- 2012 Февраль
- 2012 Март
- 2012 Апрель
- 2012 Май
- 2012 Июнь
- 2012 Июль
- 2012 Август
- 2012 Сентябрь
- 2012 Октябрь
- 2012 Ноябрь
- 2012 Декабрь
- 2013 Январь
- 2013 Февраль
- 2013 Март
- 2013 Апрель
- 2013 Май
- 2013 Июнь
- 2013 Июль
- 2013 Август
- 2013 Сентябрь
- 2013 Октябрь
- 2013 Ноябрь
- 2013 Декабрь
- 2014 Январь
- 2014 Февраль
- 2014 Март
- 2014 Апрель
- 2014 Май
- 2014 Июнь
- 2014 Июль
- 2014 Август
- 2014 Сентябрь
- 2014 Октябрь
- 2014 Ноябрь
- 2014 Декабрь
- 2015 Январь
- 2015 Февраль
- 2015 Март
- 2015 Апрель
- 2015 Май
- 2015 Июнь
- 2015 Июль
- 2015 Август
- 2015 Сентябрь
- 2015 Октябрь
- 2015 Ноябрь
- 2015 Декабрь
- 2016 Январь
- 2016 Февраль
- 2016 Март
- 2016 Апрель
10:56 Правительственная рациональность большевиков | |
7 фактов о формировании понятия «культура» у большевиков и эволюции В 2013 году состоялся один примечательный, но не отмеченный один юбилей. В марте 1953 года, сразу после смерти И. Сталина, было организовано первое в мире Министерство культуры. Фактически оно стало первым в мире национальным министерством, управляющим культурой. Ныне значимость события, имевшего место ровно 60 лет назад, мало кому очевидна и понятна. А потому забыто. Это был важный этап усиления государственного вмешательства в культурную жизнь и легитимации государственной монополии на культурное производство. И данная тенденция была не уникально советской, но универсальной; некоторое время спустя примеру СССР последовали не только страны третьего мира, но и так называемые капиталистические страны. 1. Зарождение Министерства культурыСегодня мы живем в очевидности, согласно которой Министерство культуры необходимо. Мы привыкли к факту существования этого министерства, и нам в голову не приходит сомневаться в государственной опеке над культурой. Когда сокращают субсидии, когда снижают расходы на культуру, нас это возмущает, мы говорим, что необходимо продолжать это финансирование. Но в тот период, в 1953 году, необходимость централизованного управления культурой была далеко не столь несомненной. И не только в нашей стране, но и вообще в мире. Мы понимаем изумительность этого события только тогда, когда задаемся довольно наивным вопросом: «Что, собственно говоря, является культурой?». 2. Большевистское понимание понятия «культура»Правительственная рациональность большевиков Философ Руслан Хестанов об определении слова «культура», начале становления советской государственности и культурной мотивацииВ нашей стране существует уникальный корпус документов — материалы съездов партии. Съезды происходили регулярно, и именно там обговаривались и проблематизировались вопросы управления и руководства страной. Именно там, видимо, и стоит искать дискурсивные следы постановки вопроса о культуре. 3. Преодоление права в пользу культуры Важный нюанс состоит в том, что в ленинском рассуждении провозглашается оппозиция между законом и правом с одной стороны и культурой с другой. 4. «Культурничество» как новая идеологияВ одной из канонических работ Ленина, в статье «О кооперации» (1923), содержится важная мысль: большевики решили главную политическую задачу — они завоевали власть. И теперь, в период строительства коммунизма и социализма, неизбежно изменяется точка зрения на социализм. Раньше она была «политической», а теперь она становится «культурной». Именно теперь советское правительство должно приступить к культурной работе, или «культурничеству», как говорит Ленин. 5. Преодоление классовых разрывовКак правило, когда на съезде говорили о культуре, речь заходила о разного рода культурных разрывах. В первую очередь, это, конечно, классовые разрывы. Затем национальные, конфессиональные, гендерные, поколенческие — роль молодежи, стариков. Когда говорили о культуре, говорили также и об отрыве умственного труда от физического. Как представляли себе культуру будущего большевики? Они представляли ее таким образом, что культуры более низкого уровня, например «отсталые» классы и народы, «дремучие, находящиеся под влиянием попов» женщины, поднимутся до более высокого уровня, до того самого культурного максимума. О чрезвычайной отсталости женщины, кстати, говорили довольно часто. О молодежи также говорили в причудливой логике: ее воспитанием занимаются эти самые женщины, а потому молодежь следует отсечь от влияния женщин. Похожим образом формулировали для себя задачи большевики в первые годы советской власти. 6. Культурную политику производит партияИзобретение культурной политики Философ Руслан Хестанов о функциях культуры, этапах формирования культурной политики и появлении первого министерства культурыНа X съезде в 1921 году возникает очень интересная дискуссия о культуре и идеологии. А именно о том, как приспособить культуру и пропаганду к работе с разными социальными группами, используя разные государственные и партийные аппараты. Дебаты о культуре дали повод поднять вопрос о том, как разграничить, как развести функции партии и государства. Евгений Преображенский, талантливый государственный и партийный деятель, формулирует один из важнейших критериев того, какой должна быть культурная политика. За производство культурных смыслов и за организационную работу, безусловно, должна отвечать партия. Однако в том случае, если эта работа может быть «механизирована», превращена в «массовое производство», тогда ее следует делегировать государственному организму. В этом четко сформулированном Преображенским принципе разделения партии и государства, помимо прочего, содержится также указание на то, как большевики понимали массовую культуру — как механизированное производство культуры, приспособленной к задаче «повышения культурного уровня масс». Преображенский формулирует также важный критерий оценки эффективности культурного производства: чем больше мы передаем как партия полномочия государственным органам, тем больше мы можем говорить о том, что это государство коммунизируется, становится коммунистическим.
7. Изменение концепта «культура» на XX съездеСледующая очень интересная фаза, предваряющая учреждение Министерства культуры СССР, — XX съезд, уже послесталинский. В речах и выступлениях делегатов наблюдается своего рода дискурсивный сдвиг. В отчетном докладе съезду Н. Хрущев выступает с резкой критикой идеологической и пропагандистской работы партии. Слова «идеология» и «пропаганда» употребляются исключительно в негативных контекстах. Он наделяет идеологию и пропаганду такими эпитетами, как «аллилуйщин», «талмудизм», «начетничество» и так далее. Напротив, слово «культура» имеет крайне положительные коннотации, всегда в позитивных контекстах. | |
|
Всего комментариев: 0 | |