Это письмо сначала попало в папку «добрых строк». Но, внимательно его прочитав, я решила подготовить его отдельно. Потому что в нем наша жизнь оказалась представленной, как говорится, без прикрас. Этакое сравнение, контраст: как есть и как должно быть. К сожалению, такие случаи не редки в нашей жизни. Просто не все пишут о них в газету, а «проживают» в своем маленьком мире, может, лишь, пожаловавшись соседке или кому-то из родных. После этого «рассказа» на душе остается неприятный осадок, чувство горечи. Но потом эти чувства заглушаются каким-то спокойствием и осознанием того, что за черной полосой начнется белая, а после дождя непременно выглянет солнце… Вопреки хамству и грубости.
«У нас в стране в последние десятилетия появились медицинские центры, хорошо оснащенные, но, к сожалению, их платные услуги не по карману большинству населения, – пишет К. Т. Джимиева, заслуженный педагог РСО–А. – И я бы не обратилась к ним даже после пяти лет ожидания в длинных очередях за халатностью и бездушием некоторых врачей, но болезнь прогрессировала. Последний поход к опытному «бесплатному» доктору и вовсе «потряс». На мои тревожные вопросы ответом была грубость: «Ложись и открой рот! Я не консультант и не намерена выслушивать глупые исповеди!.. Надо было следить за полостью рта!.. Нечего заказывать новые зубные протезы, а надо выкинуть имеющиеся в мусорку... Какое еще тебе общение? Кому это интересно? Под восемьдесят надо сидеть дома, варить каши, полоскать рот отваром ромашки и не мешать людям жить!»
Мне хотелось найти причину столь чудовищного отношения и недопустимой грубости опытного пародонтолога. Современные проблемы медицины? Низкая зарплата? Приходится работать в нескольких местах и нет времени полистать справочники? Возможно, и то, и другое, и третье в совокупности, но все же оправдания хамству не нашла...
Прежде тоже, бывало, мне вежливо отказывали в лечении, но не оскорбляли, не высказывали вслух свои «оригинальные» мысли по поводу моего возраста. Мое поколение тяжелым трудом с мизерной зарплатой восстанавливало страну после войны. Но сегодня мы ни о чем не жалеем. В принципе, на бытовом уровне у нас нет проблем. И место уступят в транспорте, и не откажут в просьбе, ухожены и приласканы родственниками и членами своих семьей – так, как и положено у нашего народа. Но у некоторых врачей зачастую нет в лексиконе ни вежливого слова, ни сочувствия для людей старшего возраста. Иначе как могли превратиться трещинки на кончике языка в хроническую беду, а я – в «мешающую людям жить» личность?
…В общем, пришлось обратиться в платную поликлинику. Разве за пять лет лечения в бесплатных поликлиниках я не потеряла большую сумму на лекарства и здоровье – в длинных очередях, где нас, стариков, подавляющее большинство. И болезнь в результате стала хронической.
В этом платном центре стоматологии меня сразу приняли радушно. Мне показалось, что я попала в иное измерение: вежливое обращение нескольких молодых докторов, соучастие. Отрадно было видеть новое современное оборудование, уют и порядок, но намного важнее – понимание того, что ты попала в дружный коллектив единомышленников, специалистов грамотных и небезразличных к здоровью пациентов всех возрастов. Девушка, когда увидела, с какой проблемой я обратилась, воскликнула: «Ужас!» и собрала на консилиум своих коллег. Они сказали, что впервые видят такое «безобразие не на картинках учебников», а наяву, и позвали еще одну хрупкую молодую женщину. С улыбкой на лице она осмотрела меня, взяла амбулаторную карту, пообещала, что дома изучит все анализы, полистает медицинские справочники, покопается в Интернете и завтра же начнет меня лечить. На второй день доктор Юлия Мансурова поставила диагноз, объяснила, что моя болезнь имеет несколько форм, и каждая предполагает длительное лечение. Предупредила о строгой диете. Более трех месяцев каждый день она проводила процедуры, меняла лекарства, следила за соблюдением диеты, и впервые за пять лет у меня прекратились боли. Есть понимание, что доктор не Бог и я не бессмертна, а хроническая болезнь лечится долго. Но я верю этому врачу, и за свою долгую жизнь впервые поняла, что лечат не только лекарства, но и доброта, ласковые слова надежды и вера в излечение недуга даже у престарелого человека.
Но хочется вернуться к первой части моего письма. Вот интересно, где учат строгому соблюдению врачебной этики, морально-нравственным устоям нашего народа, где старость не диагноз, «мешающий людям», а мудрость и опора семьи? Возможно, на это влияет и образование, но ведь учились и те, и другие. Хочется верить, что коллектив платного центра – предвестник будущего, и наша медицина избавится от своей усталости и халатного отношения к своим обязанностям. Ведь есть же, с кого брать пример вежливости!
А наши более опытные устали… Разве Юлия Вадимовна не устает за день? И неужели так безоблачна жизнь молодого доктора, мамы двух малолетних детишек, аспирантки медакадемии? И учеба в аспирантуре, обучение молодых практикантов профессии – тоже труд нелегкий, но на работе она вежлива, внимательна и к детям, и к старикам, которых всегда встречает с милой улыбкой на лице. И все это нельзя объяснить только высокой зарплатой, если она имеется. Это, прежде всего, культура личности и чувство ответственности. Это, в конце концов, понимание высокой чести звания врача…»
Комментарии, как говорят, излишни. Нет смысла читать нотации и призывать к морали людей состоявшихся – и в жизни, и в медицине. Но и промолчать тоже нельзя. Врач, как никто другой, не должен показывать свою усталость, плохое настроение, срывать свою злость на других. Мне могут возразить: «Но они ведь тоже люди и у них такие же нервы!» Да, согласна, только, однажды осознанно выбрав профессию доктора, они надевают белый халат, который очень легко испачкать …
"Северная Осетия"
|