Представляем вашему вниманию текст отчета по результатам мониторинга проблемных вопросов оптимизации некоторых лечебно-профилактических учреждений здравоохранения республики, проведенного депутатами Парламента от фракции «ПАТРИОТЫ РОССИИ», который также будет направлен в Парламент РСО-Алания.
Некоторые проблемные зоны функционирования районных учреждений здравоохранения республики, установленные по результатам мониторинга, проведенного депутатами Парламента республики от фракции «ПАТРИОТЫ РОССИИ», в том числе возникшие в связи с проводимой оптимизацией системы здравоохранения.
1. Мощность Нузальской больницы Алагирского района вместе с поликлиникой в поселке Мизур и с пятью фельдшерско-акушерскими пунктами, расположенными в высокогорных, труднодоступных районах Алагирского района, составляет:
численность медицинского и иного персонала — 94 работника;
количество коек круглосуточного стационара — 20 штук;
количество коек дневного пребывания — 20 штук. Данные койки ранее в рамках оптимизации неэффективных расходов были перепрофилированы за счет круглосуточных коек.
Лечение производится по трем нозологиям: терапия, хирургия, педиатрия.
Среднегодовая занятость круглосуточной койки в 2013 году составила 390 койко-дней, что возможно только за счет развертывания дополнительных сверхнормативных коек и осуществлялась с целью недопущения возникновения очередности на госпитализацию.
Закрытие Нузальской больницы Алагирского района мощностью всего 20 круглосуточных стационарных коек автоматически увеличит нагрузку на стационар Центральной районной больницы Алагирского района на 670 больных в год. Это ровно то количество больных, которое пролечилось в Нузальской больнице в 2013 году. Коечный фонд ЦРБ Алагирского района не позволяет гарантировать своевременную госпитализацию такому количеству дополнительных больных, так как он и так задействован по максимуму.
Несостоятельность внедрения стационарозамещающей медицинской помощи путем перепрофилирования круглосуточных коек в койки дневного стационара в условиях высокогорья Алагирского района также очевидна, так как расстояние между селами составляет десятки километров. Передвижение больных до дневного стационара и обратно затруднено отсутствием транспорта. Следует учитывать селевую опасность, камнепады, а в зимнее время — сход лавин. Это ведь не городские условия, когда можно выйти, сесть на трамвай и доехать до дома за 10–15 минут. Кроме того, это еще и дополнительные расходы населения, проживающего в районах, где обеспеченность рабочими местами крайне низка. Поэтому койки дневного стационара не вырабатывают и трети (100 койко-дней в год) от нормативных значений.
По этим же причинам сокращение стационара в Нузале отдалит полноценную медицинскую помощь еще на 30 километров до г. Алагира. Подобную оптимизацию можно рассматривать как грубейшее ущемление жителей отдаленной высокогорной местности, и так лишенных значительного количества благ и удобств, что в конечном итоге будет способствовать еще большему оттоку населения с этих мест.
Далее. Прежде чем говорить о работе скорой неотложной медицинской помощи, рассмотрим только некоторые статистические данные по населению, обслуживаемому Нузальской больницей Алагирского района, отображающие уровень заболеваемости.
Численность населения —
4 352 человека.
Количество инвалидов — 358 человек.
Онкологических больных — 101 человек.
Психически больных — 57 человек.
Больных туберкулезом и другими заболеваниями дыхательных путей — 33 человека.
Больных с увечьями по профзаболеваниям — 78 человек.
Количество карет скорой неотложной медицинской помо-щи — 2 автомобиля. Количество бригад скорой неотложной медицинской помощи — 3 полноценные бригады. Одна бригада (четвертая) уже сокращена. В дневное время работает 2 бригады. В ночное время суток на линию выходит 1 бригада.
За одну ночь может поступить до 6–7 вызовов. Время прибытия в отдаленный населенный пункт вместе со временем оказания неотложной помощи и возвращения на место базирования может занимать от 2 до 3 часов. За это время может поступить еще два вызова. Зачастую в таких условиях дождаться неотложной медицинской помощи бывает практически невозможно. Даты выпуска автотранспорта: 2006 и 2007 годы. Норматив пробега подобного вида автотранспортных средств превышен в разы. Износ с учетом крайне низкого качества дорог и больших расстояний, мягко говоря, давно достиг максимально допустимого, плюс полное отсутствие необходимого нормативно установленного оборудования. Теперь вопрос: что будет происходить, если в случае необходимости экстренной госпитализации больного придется доставлять не в пос. Нузал, а на 30 километров дальше, до г. Алагира.
Теперь некоторые финансо-во-экономические показатели.
Норматив расходов на оказание скорой неотложной медицинской помощи на данную численность населения (4352 человека), а за норматив берется среднероссийский показатель, составляет 1800 тыс. рублей. Фактические же расходы в 2013 году составили 6800 тыс. рублей. Общий долг больницы и ее подразделений по состоянию на 01.01.2014 года составляет 9000 тыс. рублей, из них порядка 8000 тыс. рублей долг по 213-й экономической статье (начисления на оплату труда или выплаты страховых взносов во внебюджетные фонды). То есть больница существует только за счет того, что не выплачивает страховые взносы.
Далее. Рациональные предложения:
1) рассчитать индивидуальные тарифы на все виды медицинских услуг с учетом территориальных особенностей;
2) обратно перепрофилировать часть (10 коек) нецелесообразно используемых коек дневного пребывания в койки круглосуточного стационара;
3) обновить парк автомобилей скорой помощи и восстановить четвертую бригаду для ночного выхода на линию;
4) произвести ремонт помещений отдельных подразделений, по непонятной причине не подпавших под недавно проводимую модернизацию;
5) дооснастить подразделения современным медицинским оборудованием.
Реализация данных мер, вкупе с внедрением законодательно допустимых платных медицинских услуг, а также учитывая уникальные природные условия, в которых расположена Нузальская больница Алагирского района, позволит не только оказывать качественную медицинскую помощь местному населению, но и привлечет значительное количество больных из г. Владикавказа. Это, в свою очередь, в определенной степени стабилизирует общие финансово-экономические показатели.
В пользу обязательного наличия и необходимости модернизации Нузальской больницы Алагирского района свидетельствуют и ближайшие перспективы, такие как:
— близость Транскавказской магистрали, транспортные потоки по которой могут возрасти в разы уже в самые короткие сроки;
— строительство туристического кластера «Мамисон»;
— некоторые другие геополитические факторы, такие как близость государственной границы с нашими южными соседями, пребывающими в фазе неустойчивой стабильности.
На основании изложенного считаем необходимым Министерству здравоохранения республики подготовить и представить в Министерство здравоохранения РФ:
— расчеты понижающих коэффициентов для Нузальской больницы Алагирского района, используемые при определении объема неэффективных расходов;
— финансово-экономичес-кое, территориально-геогра-фическое и стратегическое обоснование необходимости содержания данного медицинского учреждения с детализацией всех вышеперечисленных причин.
Это позволит исключить фактически складывающиеся издержки из общего объема неэффективных расходов системы здравоохранения РСО-Алания, рассчитываемые федеральными органами исполнительной власти РФ.
Дополнительным источником доходов могли бы явиться средства от оказания платных услуг по профилактическим осмотрам и диспансеризации работников организаций и служб, базирующихся в настоящее время в районе Алагирского горного куста. Лицензии на подобную деятельность у Нузальской больницы имеются. Однако руководство данных структур не хочет нести дополнительные расходы, тогда как указанные процедуры обязательны.
2. Центральную районную больницу г. Беслана Правобережного района проводимая оптимизация не затронула. Мощности больницы вместе с фельдшерско-акушерскими пунктами, исходя из численности населения Правобережного района (порядка 57 тыс. человек), соответствуют нормативным значениям.
Вместе с тем в ходе детального ознакомления выявлен целый ряд проблемных зон.
ЦРБ Правобережного района не имеет стационарного флюорографа, в связи с чем передвижной флюорограф, который предназначен для обслуживания населения, проживающего в отдаленных населенных пунктах, вынужденно располагается во дворе больницы. Это не позволяет проводить полномасштабное обследование населения на наличие туберкулеза и ряда других соответствующих заболеваний. При этом в РСО-Алания уровень заболеваемости туберкулезом значительно превышает среднероссийские показатели. Стоимость указанного аппарата составляет 3650 тыс. рублей. Ходатайства администрации больницы во всевозможные инстанции не привели к какому-либо действенному результату.
Автопарк карет скорой неотложной медицинской помощи насчитывает 6 автомобилей, степень износа большинства которых превышает все допустимые пределы. Зачастую на линию, по причине поломки, не выходит до четырех карет. Большинство автомашин 2004 года выпуска.
Объем фактически выполненных амбулаторных медицинских услуг составляет лишь 70 % от плановых назначений.
Заработная плата значительного большинства медицинского персонала начисляется без использования стимулирующих надбавок. Тогда как именно применение надбавок, установленных новыми формами оплаты труда, и должно стимулировать кадры на повышение качества выполняемой работы.
Рост заработной платы медицинских работников, согласно майским указам Президента РФ, не учтен в размере тарифов на медицинские услуги. В связи с чем фонд оплаты труда в структуре тарифов достигает 95 % (по нормативу не должен превышать 70 %). В таком случае средств на медикаментозное обеспечение больных практически не остается. Учитывая то, что в стоимость тарифов на медицинские услуги включены и иные расходы, такие как питание, коммунальные услуги, мягкий инвентарь, услуги связи, транспортные расходы и т. д., больница вынуждена наращивать долги. По состоянию на 05.05.2014 года сумма общего долга составляет порядка
20 500 тыс. рублей.
3. Оптимизация существенно затрагивает ресурсы Дигорской и Ирафской центральных районных больниц.
В Ирафской больнице под сокращение подпадают и уже сокращены 220 из 370 штатных единиц.
В Дигорской больнице коечный фонд урезается до 100 круглосуточных коек из 165 имеющихся, в том числе сокращается целое хирургическое отделение, и это при том, что очередность на госпитализацию составляет сотни человек.
К оставшемуся коечному фонду применяется Приказ Минздрава СССР 37-летней давности, когда еще и в помине не использовалась страховая медицина, что повлечет (уже повлекло) за собой массовые увольнения кадров.
Дигорской и Ирафской больницам, как и всем остальным районным больницам, присуща и основная часть проблем функционирования, приведенных на примерах Бесланской и Нузальской больниц.
ВЫВОД
В этих условиях практически одномоментное автоматическое доведение мощностей и ресурсов районных лечебно-профилактических учреждений до нормативных показателей без учета как общих, так и индивидуальных особенностей по каждому лечебно-профилактическому учреждению, а также в ситуации с хроническим перекосом в пользу стационарных медицинских услуг и услуг скорой неотложной медицинской помощи на фоне недовыполнения плановых значений по амбулаторной части, сложившейся и устоявшейся в действующей десятилетиями системе здравоохранения, неизбежно приведет:
— к одномоментному сокращению сотен медицинских и иных работников;
— к снижению доступности медицинской помощи за счет значительно возросшей очередности на госпитализацию;
— в подавляющем большинстве случаев к отдалению медицинской помощи от сельского населения на десятки километров;
— к безвозвратной потере целого ряда жизненно необходимых учреждений здравоохранения и т. д.
Подобное может полностью дестабилизировать систему здравоохранения республики.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Во избежание негативных последствий от проведения оптимизации, учитывая то, что объем недостающих средств на исполнение Программы государственных гарантий оказания гражданам РСО-Алания бесплатной медицинской помощи на 2014 год составляет 1 028 млн рублей, считаем необходимым следующее.
1. До начала проведения масштабных сокращений стационарного звена довести показатели амбулаторных служб в соответствие с установленными требованиями, так как только это позволит нивелировать сложившийся перекос без снижения доступности и качества медицинской помощи населению. Это потребует более продолжительных сроков проведения оптимизации — естественно, при должном отношении к преобразованиям соответствующих ответственных лиц Министерства здравоохранения республики.
Учитывая, что объем возможной экономии средств даже при проведении мероприятий по оптимизации не покроет дефицит Программы госгарантий и наполовину, потребуется мобилизация и других источников пополнения доходной части. Например, таких как:
— выведение из тени десятков тысяч сокрытых работников, невыплаты страховых взносов за которых и приводят к общему дефициту программы госгарантий. Это порядка 700–800 млн рублей в год. Реализация данного пункта потребует взаимодействия и решительных мер от Правительства РСО-Алания, Парламента РСО-Алания, Федеральной налоговой службы по РСО-Алания, Пенсионного фонда по РСО-Алания, Территориального фонда ОМС РСО-Алания, МВД по РСО-Алания и многих других;
— полное отражение доходов от оказания платных медицинских услуг, 80 % которых вообще не попадает в финансовую отчетность. Это еще порядка 200–250 млн рублей;
— ликвидация просчетов в части организации взаиморасчетов за оказанные лечебно-профилактическими учреждениями республиканского подчинения медицинские услуги структурам и организациям, финансируемым из федерального бюджета. Например, безвозмездное проведение десятков тысяч освидетельствований подразделением Республиканского наркологического диспансера, содержащегося за счет средств республики, отдельным структурам МВД РФ, в частности УГИБДД и т. д.
Кроме того, без принятия мер по реализации изложенных предложений дальнейшее исполнение майских указов Президента РФ, предусматривающих продолжение курса, направленного на повышение зарплат медицинских работников вплоть до 2016 года, практически невозможно.
Не следует забывать и об острой необходимости неотложных мер по обновлению автопарка всех без исключения служб скорой неотложной медицинской помощи и их кадровом обеспечении, а также о потребности в дооснащении районных больниц необходимым оборудованием, что также потребует значительных объемов средств.
Депутаты Парламента
от фракции
«ПАТРИОТЫ РОССИИ»:
С. ДОЕВА, Х. ЗЕКЕЕВ,
В. КУКОВ, А. ФАДЗАЕВ,
Ю. ФИДАРОВ, В. ЧЕЛЬДИЕВ
"Пульс Осетии", № 18, май 2014
|